29 марта ‘24, Пятница

Метеориты оказались магнитными

Некоторые современные метеориты сохранили слабые магнитные поля. Вероятно, на них когда-то повлияли ядра протопланет. Применение точных приборов помогает изучить историю Земли.

Зародыши современных планет -- планетезимали могли обладать собственным магнитным полем. Эти образования возникали на последней стадии формирования планет из газово-пылевого облака и по сути представляли собой протопланеты.

[v1]

Ученые из Массачусетского технологического института и Университета Торонто изучили три ахондрита, которые имеют обломочную внутреннюю структуру и минеральный состав, близкие некоторым глубинным земным породам.

При помощи очень чувствительного магнитометра специалисты провели измерения магнитных характеристик хорошо сохранившихся ахондритов. И результаты исследования поставили под сомнение распространенное предположение, что планетезимали состояли из однородной по физическим свойствам породы.

Оказалось, что космические ахондриты подобны горным породам, сформировавшимся под воздействием магнитного поля Земли. Из этого ученые сделали вывод, что современные метеориты 4,565 млрд лет назад входили в состав крупных космических тел. При этом тяжелые металлы находились в их центре, а более легкие вещества выдавливались на поверхность. Исследователи полагают, что диаметр тел составлял около 160 км, а их ядра были большими и горячими. Благодаря этому в них возникали магнитные поля с вектором магнитной индукции, равным примерно 10 мкТл, что всего в десять раз меньше современного земного.

Считается, что в значительной степени магнитное поле Земли возникает благодаря динамо-эффекту. В результате движений металлического расплава в жидком ядре планеты появляются изменяющиеся электрические токи, создающие магнитные поля.

Из всего этого ученые делают вывод, что в Солнечной системе раньше находилось большое число миниатюрных планет, имеющих металлические ядра, твердую оболочку и собственные магнитные поля. Однако некоторые сомнения у специалистов еще остаются, так как эффект динамо, считается, может возникать только в больших планетарных ядрах. Однако исследователи допускают, что цельнометаллические ядра планетезималей «крутились» достаточно энергично, чтобы производить магнитные поля, делают вывод ученые в статье журнала Science.

Тем не менее у ученых сейчас не существует единого объяснения возникновения магнитного поля Земли. Недостаток гипотезы динамо-эффекта заключается в том, что не удается доказательно найти механизм поддержания постоянства электрических токов в земном ядре.