Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:00
Москва
29 марта ‘24, Пятница

За 105 дней полета на Марс техника ломалась 500 раз

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Просидевшие 105 дней взаперти участники эксперимента «Марс-105» успешно перенесли тяготы заточения. Они сообщили, что чувствуют себя здоровыми, могли сидеть в изоляции и дальше, а основной проблемой на борту «корабля на Марс» оказались мелкие поломки техники. Бытовой ремонтный набор за время эксперимента использовался более 500 раз.

Завершился 105-суточный эксперимент, в ходе которого шесть человек просидели в изоляции на территории Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН. Начиная с 30 марта космонавт-исследователь Сергей Рязанский, космонавт-испытатель Олег Артемьев, специалист по физической культуре и спорту Алексей Шпаков, врач Алексей Баранов, а также французский пилот Сириль Фурнье и военный инженер из Германии Оливер Кникель находились вместе друг с другом, как если бы они летели на Марс и не могли никуда деться из космического корабля.

Участники эксперимента не получали дополнительных ресурсов, необходимых для выживания, и обходились тем, что загрузили в модуль в начале полета. Экипаж самостоятельно принимал решения, касающиеся всех аспектов миссии. Моделировалась ситуация, при которой связь с Центром управления полетами серьезно ограничивалась из-за задержки сигнала и ограничения объема поступающей информации.

Жизнь взаперти

За время эксперимента «Марс-105» его участники похудели на несколько килограммов, сообщает «Интерфакс».

«У каждого из нас были специально разработанные спортивные тренировки. Это, а также дисциплина и распорядок дня, я думаю, сыграло свою роль. Небольшую, но все же существенную роль также сыграл стресс, который мы все пережили из-за смены обстановки», -- рассказал по завершении эксперимента «Марс-105» Алексей Баранов.

Но выполнявший обязанности врача член экипажа заверил журналистов, что потеря в весе не отразилась на здоровье шестерых участников эксперимента. Но это еще должно подтвердить медицинское обследование, которое участники эксперимента будут проходить в течение трех следующих недель.

Такое только на Земле

Некоторые критики подвергали сомнению эффективность моделирования полета на Марс на Земле. Но, по словам заместителя главы Роскосмоса Виталия Давыдова, эксперимент по моделированию полета на Марс пока можно провести только в наземных условиях.

«Такой эксперимент провести на борту Международной космической станции просто невозможно. Для этого необходимо вывести на орбиту примерно такой же модуль», -- заявил Давыдов, рассказывая о наземном испытательном комплексе, построенном на территории Института медико-биологических проблем в Москве.

С корабля на свадьбу

Шестерых участников 105-суточного эксперимента ждут еще три недели напряженной работы без выходных, сообщает РИА «Новости».

«У нас на ближайшие три недели все расписано. Фоновое обследование, обсуждение, встречи с журналистами, выходных, к сожалению, пока не запланировано», -- рассказал командир экипажа Сергей Рязанский.

По его словам, члены экипажа надеются, что руководство эксперимента выделит им хотя бы один выходной.

В конце августа члены экипажа планируют поехать на свадьбу к французскому участнику эксперимента Сирилю Фурнье, если удастся вовремя получить визы и разрешение от руководства. Рязанский пошутил, что руководство отряда космонавтов рассматривает его участие в эксперименте как отдых и поэтому может не отпустить его в гости к французскому коллеге.

Отвечая на вопрос о том, что они хотели бы делать после завершения эксперимента, некоторые из его участников называли, в первую очередь, желание выспаться, другие с нетерпением ждут встречи с близкими.

Но они готовы лететь дальше

Между тем участники «полета» на Марс рассказали, что внутренне были готовы продолжить «полет», если бы такое решение приняли руководители эксперимента. Рязанский сообщил, что он и пятеро других участников эксперимента в последний день перед его завершением согласились друг с другом, что, если будет принято решение продолжить эксперимент, они согласятся с этим.

«Без проблем, если нам завтра не откроют дверь, мы с удовольствием останемся еще», -- заявил Рязанский. По его словам, уже к концу эксперимента они чувствовали себя достаточно комфортно, перестали испытывать неудобства.

Другой член экипажа, Олег Артемьев, рассказал, что больше всего проблем доставляли небольшие поломки техники. В частности, во время эксперимента ломались тренажеры, и их приходилось чинить, потому что без них нельзя было выполнять научную программу. Один раз выходила из строя вентиляция, из-за чего экипаж некоторое время испытывал дискомфорт.

По словам Артемьева, самым востребованным компонентом снаряжения оказался бытовой ремонтный набор. Члены экипажа пользовались им более 500 раз за время эксперимента.

Эксперименты для будущего

Три месяца изоляции шести добровольцев стали подготовкой к основному, 520-суточному эксперименту, который полностью смоделирует полет на Марс. Этот эксперимент начнется ориентировочно в конце 2009 года.

Между тем вице-президент РАН, научный руководитель ИМБП Анатолий Григорьев полагает, что эксперименты по наземной имитации межпланетных полетов могут принести пользу не только космической медицине, но и «земному» здравоохранению.

Выступая на пресс-конференции после завершения во вторник 105-суточного «полета на Марс», Григорьев отметил, что наиболее важные результаты получены в сфере изучения психофизиологии, в частности, психофизиологии малых групп. По его словам, в рамках проекта исследования проводили представители разных научных школ в этой сфере, что позволило получить уникальные научные результаты.

Среди других важных исследований Григорьев назвал эксперименты в области изучения белков организма. По его словам, во время эксперимента изучалось, как белки реагируют на стресс, на изменение внешней среды. В числе особенно важных исследований Григорьев назвал также исследование иммунитета. «Через полтора-два месяца предварительные результаты исследований будут обнародованы», -- пообещал Григорьев.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама