26 апреля ‘24, Пятница

Люди не мешали мамонтам жить в Америке

Последние из мамонтов жили на территории Северной Америки еще 7,5-10,5 тыс. лет назад. Они минимум на 3,5 тыс. лет пересеклись с первыми людьми, пришедшими из Азии. Этот вывод сделали датские ученые, изучая почву, где оставались фекалии и моча мамонтов.

Мамонты и древние лошади, вероятно, жили на территории Северной Америки значительно дольше, чем принято считать. Вероятно, они сохранялись на континенте еще 7,5-10,5 тыс. лет назад, таким образом порядка 3,5 тыс. лет прожив вместе с первыми людьми.

Исследователи из университета Копенгагена представили образцы ДНК мамонтов, найденной в вечной мерзлоте на Аляске. Находка сделана в почве в районе города Стивенс-Вилладж на берегу Юкона, куда организовали экспедицию автор исследования профессор Эске Виллерслев и его коллеги.

«В принципе, можно взять щепотку земли и понять, какие живые существа, животные и растения, обитали в этом районе полмиллиона лет назад. Анализируя древнюю ДНК, мы становимся независимыми от скелетов, костей, зубов и других окаменелостей вымерших млекопитающих. Это значительно упрощает способность находить свидетельства существования видов в определенное время. Если умершее животное оставляет всего один труп, то в течение всей предыдущей жизни его ДНК оказывалось в моче и фекалиях. Следы именной такой ДНК мы находим в почве», -- сообщил Виллерслев. Традиционный метод, использующийся в науке, предполагает изучение костных или иных останков, возраст которых определяется изотопным методом.

Наиболее поздние образцы генетического материала, найденные Виллерслевом и его коллегами на Аляске, относятся к периоду 8,5-5,5 тыс. лет до н. э. Это на 2,6-5,6 тыс. лет позже, чем, как считается, мамонты исчезли из Северной Америки. Авторы исследования полагают, что к этому времени мамонты сохранились в небольших анклавах, а их численность уже сократилась до минимума. Это уменьшило вероятность найти кости последних мамонтов -- в отличие от образцов ДНК, отмечают ученые.

«Наши результаты показывают, что мамонты и лошади сосуществовали с первыми людьми в Северной Америке на протяжении минимум 3,5 тысячи лет. Человек и стихийные бедствия их не истребляли за несколько сотен лет, как утверждают некоторые ученые. Основанная на анализе древней ДНК технология позволит пролить свет на историю исчезновения древних видов. Но также она поможет изучить современные виды, обнаружить представителей которых непросто», -- утверждает Виллерслев.

Статья ученых опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые из университета Висконсин-Мэдисона заявили, что численность многих гигантских травоядных в Северной Америке заметно снизилась приблизительно 13,8 тыс. лет назад. При этом процесс шел 13,7-14,8 тыс. лет назад. Но то исследование проводилось на основании донных отложений озер в Нью-Йорке и Индиане, значительно южнее Аляски.