24 апреля ‘24, Среда

Геном полыни настроили против малярии

Представлена первая генетическая карта полыни однолетней. Ученые рассчитывают, что это поможет в селекции растения и в борьбе против малярии, ежегодно убивающей более миллиона человек.

Ботаники из университета Йорка создали первую генетическую карту полыни однолетней (Artemisia annua L.). Это растение используется как лекарственное при лечении малярии, кожных и других заболеваний. Ученые рассчитывают, что знание полного генома полыни позволит скорее вывести новые сорта растения, наиболее полезные в медицине.

Специалисты из Центра сельскохозяйственной продукции во главе с профессорами Дианой Боулз и Яном Грэмом представили карту генома, на которой отмечены гены и маркеры, соответствующие выгодным фенотипическим (то есть внутренним и внешним) признакам растения. Ученые теперь точно знают, что из себя представляют участки генома, ответственные за ключевые особенности растения, такие как рост и размножение.

Малярияодна из серьезнейших проблем медицины в мировом масштабе. И хотя она поддается лечению, малярия ежегодно убивает около миллиона человек. Ученые предполагают, что к 2012 году количество требующих лечения от малярии людей увеличится приблизительно до 200 млн. По другим данным, эти цифры выше в три раза.
Биологи рассчитывают, что поиск в растениях конкретных генов качественно повысит результаты селекции. Эксперименты в теплицах подтвердили, что наиболее развитые растения обладают теми генетическими маркерами, которые выделены учеными. «Карта -- это существенный инструмент для нас. Понимая генетику Artemisia, мы сможем вывести новые, не модифицированные искусственно, растения намного быстрее, чем это возможно иными методами», -- утверждают авторы работы. «Мы собираемся получить высококачественные семена за два-три года и предоставить их фермерам, чтобы удовлетворить возросший спрос на противомалярийные препараты», -- утверждает Боулз.

Кроме того, получение карты генома означает, что к полыни однолетней легко можно применить методы молекулярной биологии, чтобы вывести генетически модифицированные сорта растения.

Отчет о работе британских ученых опубликован в последнем номере журнала Science.

Полынь однолетняя

Полынь однолетняя -- растение из семейства астровых, родина его в средней полосе Евразии, но оно встречается и во многих других местах планеты. Это травянистое растение высотой до двух метров. Стебель голый, прямой, бороздчатый, в начале вегетации -- зеленый, под конец темно-фиолетовый. Листья продолговатые. Многочисленные корзинки собираются в пирамидальные метельчатые соцветия. Бурые плоды (семянки) очень мелкие, округло-овальной формы (длиной 1 мм, толщиной 0,5 мм).

Человек окультурил полынь в первой половине XVIII века. На основе надземной ча­сти растений, скошенных в период цветения, изготавливается эфирное масло. Экстракты растений входят в состав различных лекарственных растений.

РПЦ запретила в служении на три года иерея Сафронова, отпевшего Навального