29 марта ‘24, Пятница

Звезда в Гидре обзавелась рекордным числом планет

На расстоянии 127 световых лет от Земли в созвездии Южной Гидры расположена звезда, вокруг которой вращаются по меньшей мере пять планет с массами от 13 до 25 земных. Существование еще двух под вопросом, но одна из них может оказаться наименьшей среди всех когда-либо открытых.

Вокруг подобной Солнцу звезды HD 10180 вращается по меньшей мере пять планет. Астрономы Южной европейской обсерватории (ESO) утверждают, что есть основания предполагать существование еще двух планет. Одна из них может стать наименьшей по массе когда-либо обнаруженной экзопланетой (находящейся за пределами Солнечной системы).

Звезда HD 10180расположена на расстоянии 127 световых лет от Земли в созвездии Южной Гидры (Hydrus).
Астрономы использовали высокоточный спектрограф HARPS (The High Accuracy Radial velocity Planet Searcher), установленный на 3,6-метровом телескопе обсерватории Ла-Силья в Чили. Он позволяет применить самый продуктивный на сегодня способ поиска экзопланет -- метод лучевых скоростей, при котором планеты ищут по колебаниям скорости звезды за счет притяжения их стороны. Это дает возможность оценить минимальную массу планеты, так как массовая оценка зависит также от расположения орбитальной плоскости. Но статистически, отмечают специалисты, значение получается близким к реальному.

Благодаря 190 отдельным измерениям HARPS удалось зафиксировать минимальные колебания звезды, которые способно вызвать сложное гравитационное взаимодействие. Как минимум пять планет с массами от 13 до 25 земных вращаются вокруг HD 10180 с периодами от 6 до 600 дней. Предположительно, они не относятся к числу газовых гигантов, как Юпитерих, а их орбиты практически круговые.

Пять планет открыты, так как удалось зафиксировать именно столько сильных сигналов. Еще одна планета (подобный Сатурну газовый гигант) -- предположительно в 65 раз массивнее Земли, но располагается на большом расстоянии от звезды. Предположительно, ее период обращения составляет 2200 дней. Неблизкое расположение не дает гиганту оказывать активное гравитационное воздействие на HD 10180. Вторая «полуоткрытая» планета, напротив, располагается предельно близко -- в 50 раз ближе, чем Земля к Солнцу. Один год на этой планете длится 1,18 земных дня. Но ее масса составляет всего 1,4 земной, что также не дает ей сильно притягивать HD 10180.

Если удастся доказать наличие у HD 10180 шестой и седьмой планет, то эта планетная система станет максимально похожа на Солнечную, где восемь планет. По словам ученых, есть основания полагать, что планеты располагаются на определенных расстояниях от HD 10180, аналогично Меркурию, Венере и так далее. В этой планетной системе расстояния до пяти открытых планет составляют от 0,06 до 1,4 радиуса орбиты Земли. Главное отличие от Солнечной системы заключается в том, что на близком расстоянии от звезды вращаются не легкие, а тяжелые планеты.

«Мы, весьма вероятно, нашли систему с наибольшим числом планет среди всех известных. Теперь на первый план выходит тот факт, что мы открываем новую эру в исследовании экзопланет: исследование сложных планетных систем, а не только отдельных планет, -- рассказал первый автор статьи, опубликованной в журнале Astronomy and Astrophysics, Кристоф Ловис. -- Изучение движения планет в новой системе показывает сложные гравитационные взаимодействия».

Сейчас астрономы знают о 15 системах по крайней мере с тремя планетами. Ученые отмечают, что все массивные планетные системы найдены вокруг больших звезд, богатых химическими элементами, отличными от водорода и гелия. Эти наблюдения, по словам специалистов, полностью соответствуют теоретическим данным.