28 марта ‘24, Четверг

Можно ли обмануть 70 физиков? В Росатоме ответили на обвинения «Маяка» в заражении Европы рутением

Журнал Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS) опубликовал отчет по результатам исследования инцидента с заражением Европы радиоактивным изотопом в 2017 году.

Почти 70 ученых из 32 стран два года изучали показания мониторинговых станций, розу ветров и другие данные, которые позволили с большой долей вероятности указать на виновника радиационного заражения. Вопреки гипотезам российских ученых о внеземном происхождении рутения, причиной оказался вовсе не метеорит. По мнению авторов расследования, источником выброса рутения-106 в 2017 году стало предприятие «Маяк», которое входит в корпорацию «Росатом».

Предприятие и госкорпорация ранее категорически отвергли причастность к заражению. Хотя Росгидромет два года назад публиковал шокирующие данные об огромной концентрации рутения в населенных пунктах поблизости Озерска.

Западные ученые-физики провели ряд радиохимических экспериментов с изотопами рутения, оценили последовательность фиксации заражения в странах Восточной Европы и сделали вывод о направлении движения выброса и его продолжительности.

В расчетах также учитывались данные о циркуляции атмосферы в конце сентября 2017 года. В расследовании говорится, что 30 сентября насыщенные рутением массы воздуха пришли к румынскому городу Зимнича через территории Украины и России. Выброс же рутения, предположительно, произошел в период с вечера 25 сентября до полудня 26 сентября в районе «Маяка».

Косвенным подтверждением гипотезы о вине российского предприятия является контракт «Маяка» на поставки радиоактивного источника на базе церия-144 для итальянского нейтринного эксперимента «Борексино». Выброс мог произойти в результате работы по данному контракту.

Здесь ученые сослались на «необычно юный» возраст распространившихся изотопов рутений-103 и рутений-106.

Кстати, после появления в СМИ информации о заражении, работы по созданию «продукта на экспорт» «Маяк» свернул.

В Росатоме изыскания зарубежных ученых прокомментировали, назвав их несостоятельными. Госкорпорация напомнила, что версия о причастности «Маяка» ранее уже рассматривалась, но не получила подтверждения ни в ходе внутренних, ни в ходе внешних проверок.

Более того, Росатом ранее уже сообщал, что «цериевая версия» происхождения рутения не выдерживает критики, так как ни при каких обстоятельствах из церия-144 нельзя «добыть» столько рутения-106.

Осенью 2017 года «Маяк» действительно работал с церием-144, источником которого был концентрат редкоземельных элементов. Но в концентрате рутений-106 был в «следовых» количествах, а полученные в результате работы растворы с рутением-106 направили на хранение.