19 апреля ‘24, Пятница

Биолог назвала дату вероятного завершения пандемии COVID-19

Главным фактором появления новых вспышек заболеваемости коронавирусом являются мутации SARS-CoV-2, остановить которые может вакцинация.

В России сейчас наблюдается всплеск заражений, причем по всей видимости, причиной стал вариант коронавируса дельта (индийский). Как страна пройдет это испытание, во многом будет зависеть от темпов вакцинации.

Об этом в беседе с «Парламентской газетой» рассказала сотрудник лаборатории биоинформатики Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова Нурбубу Молдогазиева.

«Главные факторы, способствующие появлению новых вспышек коронавирусной инфекции, — это мутации в геноме вируса и большая мобильность людей. Мутации представляют собой механизм адаптации вируса к новым условиям существования», - пояснила биолог. По словам Молдогазиевой, большинство мутаций на свойства вируса не влияет. Однако некоторые из них могут значительно повышать заразность или способность противостоять иммунной системе человека и действию вакцин. Сейчас известно о нескольких мутациях, которые привели к возникновению таких вариантов вируса, которые вызывают озабоченность ученых.

Мутации гена, кодирующего S-белок вируса (шип), способствуют повышению его способности связываться с рецепторами на поверхности клеток, а также увеличению устойчивости вируса в воздействию нейтрализующих антител. Мутации в гене РНК-полимеразы способствуют ускорению размножения вируса.

В вопросе, насколько эффективны созданные вакцины против новых вариантов коронавируса есть одна хорошая новость, недавно опубликованная в журнале Science. Дело в том, что увеличивающие устойчивость к антителам мутации нивелируют мутацию, ускоряющую проникновение внутрь клеток. В перспективе эти знания помогут модифицировать вакцины. Пока что, вакцины способны защищать от известных штаммов.

В России всплеск заболеваемости продолжается. На плато страна пока не вышла. «Однако массовая вакцинация, которая началась в нашей стране, должна способствовать более быстрому прохождению пика и достижению плато, то есть завершению этой волны», - отметила Нурбубу Молдогазиева.

Сколько продлится третья волна, сейчас предсказать трудно. Но в дальнейшем завершение пандемии будет зависеть от вакцинации. «В целом пандемия в России и мире может полностью закончиться в 2022 году», - добавила эксперт. С другой стороны, появление новых вариантов вируса исключить нельзя. Как нельзя исключить их проникновения на территорию России из других стран.

В завершении беседы Нурбубу Молдогазиева пояснила, почему этим летом вирус продолжает проявлять высокую активность, несмотря на жару и солнечные дни. Она указала, что вирусы и бактерии убивает жесткий ультрафиолет, испускаемый специальными лампами. В нижних слоях атмосферы этого ультрафиолета мало. Большую часть излучения от Солнца поглощают верхние слои, озоновый слой. Внизу остается около 10%, чего недостаточно для уничтожения вирусов.

Шойгу поставил задачу нарастить темпы производства допзащиты для танков