25 апреля ‘24, Четверг

Найден павлин юрского периода

В Китае обнаружены останки нового вида динозавра-птицы. Он имел зубы и перья. Летать не умел, однако самок привлекал шикарным хвостом-плюмажем.

176--146 млн лет назад, в юрский период, на земле обитал маленький пернатый динозавр, который может оказаться еще одним предком современных птиц. Его окаменелые останки в горах Внутренней Монголии китайские археологи нашли, раскапывая местечко под названием Даохугоу. До наших дней дошло около 90% тушки животного, впечатанной в скалу.

Глава исследования Фучэн Чжан из Китайской академии наук доказал, что найденная особь является новым, ранее неизвестным науке видом, и окрестил ее Epidexipteryx hui, что означает «перья напоказ». У завра имелся довольно короткий хвост, из которого торчали четыре длинных и тонких пера, похожих на ленты.

Ученые полагают, что динозавр погиб еще молодым. Размером он не превышал голубя и весил около 164 г.

Ни на одной из четырех конечностей у него не было контурных перьев, из чего Фучэн сделал вывод, что найденный им динозавр летать не мог.

По мнению китайских палеонтологов, хвостовые перья Epidexipteryx hui выполняли ту же функцию, что и плюмажи современных птиц-самцов: помогали привлекать богатым оперением самок. Сегодня так поступает павлин.

«Можно утверждать, что перед нами промежуточное звено между динозавром и птицей. Он очень похож на предков пернатых. Найденная нами окаменелость свидетельствует о том, насколько сложной была эволюция этих существ», -- рассказал Фучэн агентству Reuters.

С птицами китайского завра роднят строение позвоночника и тот факт, что его плечевая кость той же длины, что и бедренная. Фучэн полагает, что Epidexipteryx hui умел планировать с дерева на дерево, как современные белки-летяги.

Археоптериксвымершая птица юрского периода величиной с ворону. Найдена на юге Германии в 1861 году. Челюстями, тазом, наличием зубов связана с пресмыкающимися, однако некоторые аспекты строения конечностей и черепа типичны для птиц. Археоптерикс был полностью покрыт перьями. На передних конечностях имел большие маховые перья. На сегодняшний день найдены десять окаменелых скелетов и отпечаток пера. Сохранение плюмажа стало возможным благодаря литографическому известняку. Асимметрия маховых перьев свидетельствует о том, что археоптерикс летал.

Ранее самым знаменитым предком птиц был археоптерикс, который жил 155--150 млн лет назад, то есть позже, чем Epidexipteryx hui. Китайскую особь с ним роднит наличие зубов, причем у древнего павлина они были очень острые, а передние крупнее задних. Это свидетельствует о том, что, по всей вероятности, Epidexipteryx hui был хищником. Правда, китайские эксперты не знают, что именно он ел. «Насекомых? Других рептилий или амфибий?» -- задается вопросом Фучэн.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

В онлайн-версии сообщается о том, что Epidexipteryx hui сочетал в себе специфические особенности тероподов, особенно из семейства овирапторозавров, с характеристиками эпидендрозавров, что было выяснено после филогенетического анализа. У овирапторозавров был короткий и высокий череп, а тонкие лапы эпидендрозавров весьма напоминали птичьи.

Палеонтолог Хосе Луис Санс из Мадридского автономного университета обратил внимание на хвост китайского динозавра-птицы. «У динозавров, которые жили позже него и тоже являлись дальними предками птиц, хвост был гораздо длиннее. А у Epidexipteryx hui он почему-то короткий, как у современных птиц. Исходя из принципа научной парсимонии это большая редкость, хотя теоретически такое могло произойти», -- рассказал Санс испанской газете El Mundo. По его мнению, оперенность китайского завра доказывает теорию о том, что в период средней юры у предков птиц уже появились перья, хотя летать они начали много позже. То есть первоначально оперение служило для украшения, а не для движения.

Регион Внутренней Монголии весьма любим палеонтологами потому, что там постоянно находят большое количество останков динозавров. Там и в некоторых других китайских провинциях, к примеру в Ляонине, были обнаружены останки микрорапторов. Они тоже считаются предками птиц и жили около 125 млн лет назад. Микрорапторы умели планировать, а их размер не превышал полуметра.

Традиционно самым мелким динозавром считается компсогнатус: его длина не превышала 70 см, считая и очень длинный хвост, а вес составлял около 3 кг. Несмотря на малый размер, компсогнатус был хищником. Среди карликовых растительноядных динозавров известен фаброзавр, не превышавший в длину 1 м и весящий менее 7 кг.