19 апреля ‘24, Пятница

Водяные черепахи появились 164 млн лет назад

В Шотландии найдены окаменелые останки черепахи, которая одной из первых рискнула зайти в воду. Она научилась плавать вместе с динозаврами 164 млн лет назад.

Британские ученые нашли отсутствовавшее звено между сухопутными и водными черепахами.

СкайСамый большой из Внутренних Гебридских островов, входящих в состав Шотландии. Он расположен на севере архипелага и соединяется в настоящее время с «большой землей» с помощью моста «Скай». Традиционное название острова на гэльском языке -- An t-Eilean Sgithanach (Крылатый остров). В апреле 2007 года переименован в In Eilean a'Cheo -- Остров туманов.

На шотландском острове Скай удалось обнаружить окаменелые останки как минимум шести древних черепах юрского периода. Палеонтологи установили, что они жили 164 млн лет назад в условиях субтропического климата и обилия воды -- как морской, так и пресной озерной. Скала, в которой черепахи были найдены, раньше была участком дна, судя по илистым и известняковым отложениям. Сухопутных обитателей в ней не было обнаружено. Зато возле черепах были спрессованы древние акулы, саламандры и крокодилы. Сотрудники лондонских Музея естественной истории и Университетского колледжа извлекали их из камня с 2004 года.

Как сообщает «Би-би-си», ученые определили древних черепах в новый вид -- eileanchelys waldmani, что означает «черепаха с острова». Она очень похожа на современную пресноводную, которая свободно продается в зоомагазинах. Конечности черепах представляли собой скорее перепончатые лапы, чем «профессиональные ласты» морских особей. «Основные различия в анатомии черепа. Больше таких черепах нет», -- заявил один из авторов исследования палеонтолог Джереми Анкетин.

Первоначально все черепахи были сухопутными. Они считаются потомками пермских котилозавров. Первая черепаха proganochelys quenstedi появилась в мезозое.

Теперь ученые выяснили, что около 164 млн лет назад некоторых черепах потянуло в воду.

«Эйлиншели являются древнейшими известными на сегодняшний день водяными черепахами», -- объявил Анкетин.

Эти пресмыкающиеся жили в период, о котором исследователям эволюции черепах известно меньше всего -- в период Средней юры. До этого ученые знали лишь, как развивались сухопутные виды в триасовый период (до 200 млн лет назад) и как выглядели водяные черепахи Поздней юры (около 135 млн лет назад). По словам Анкетина, древние сухопутные были тяжеловесными пешеходами, похожими на остальных рептилий, в то время как эволюционировавшие водяные превратились в изящных и легких пловцов.

На основании имеющихся четырех полных скелетов и других костных останков eileanchelys waldmani палеонтологи намерены воссоздать внешний облик этих пресмыкающихся и выяснить, как и почему они плавали. «Почему эти животные зашли в воду? Мы понятия не имеем. Пока это тайна наподобие той, почему предки китов вернулись в моря и океаны», -- отметил Анкетин.

Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences.