29 марта ‘24, Пятница

Древних индейцев уличили в массовой вырубке лесов

Американские индейцы оказались вовсе не такими бережными хранителями природы, как их рисовали раньше. Ученые нашли в Вирджинии доказательства массовой вырубки лесов 2 тыс. лет назад. Индейцы уничтожали деревья из любви к орехам.

Американских индейцев следует расценивать как злостных производителей углекислоты и губителей окружающей среды, считают геологи из Университета Огайо. Исследователь Грегори Спрингер вместе с коллегами из Техаса и Миннесоты провел химический анализ сталагмитов из горного массива Бакайе-Крик в Западной Вирджинии и обнаружил в них повышенное содержание изотопов углерода, что свидетельствует о серьезных изменениях в местной экосистеме в I веке до н. э. Результаты химического анализа заинтриговали ученых, так как коррелировали с данными археологических раскопок, указывавших на существование в это время в этом регионе индейских поселений, сообщает агентство UPI.

Спрингер нанял в своем университете двух аспирантов и поручил им хорошенько изучить почву в окрестностях Бакайе-Крик. Взяв несколько проб грунта, геологи практически сразу обнаружили в них повышенное содержание древесного угля, датированного началом нашей эры, то есть как раз тем временем, когда в этой местности жили индейцы.

Находка доказывает, что первые американцы существенно видоизменяли существующие экосистемы, вырубая и сжигая леса, уверен глава исследования. Зачем индейцы это делали -- пока точно неизвестно. Спрингер полагает, что они расчищали место либо под поля, либо под посадки ореховых рощ. Как известно, индейцы были большими любителями погрызть плоды лещины рогатой, до сих пор произрастающей в диком виде на восточном побережье Северной Америки. «Индейцы оказались весьма продвинутыми и знали, как выжать максимум из лесов и окружающего ландшафта. Причем так было по всей Северной Америке, а не только в конкретных регионах», -- уверен Спрингер.

Хотя индейцы более умело возделывали землю, чем то делали европейские колонисты, они вырубили гораздо больше деревьев, чем считалось раньше. «Задолго до того как мы начали пользоваться углеводородным топливом, мы уже пускали в атмосферу парниковые газы. Конечно, не столько, как сегодня, но начало было положено», -- признали в Университете Огайо.

Результаты исследования опубликованы в журнале The Holocene.

Идеализированные индейцы

Ранее в историографии и литературе индейцы изображались почитателями «священных творений Великого Духа», живущими в гармонии с природой, а потому не принимающими экстенсивное отношение европейцев к окружающей среде.

В XX веке эта концепция начала претерпевать значительные изменения. Старт был дан исследованиями истории государств мезоамериканских индейцев, в которых ученые нашли прямые доказательства эрозии почв, антропогенных катастроф и эпидемий, вызванных небрежным отношением древнего человека к природе.