Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:14
Москва
26 апреля ‘24, Пятница

Спор о пятилетках: Почему Гонтмахер не согласен с Певцовым

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Известный экономист выступил против предложенного известным актером плана возрождения «пятилеток»

Народный артист России Дмитрий Певцов предложил вернуться к пятилетним циклам планирования экономических процессов («пятилетки»), принятым сейчас, например, в Китае, сильно опережающем нас по темпам развития. Разумеется, эта идея нравится далеко не всем. Еще в деле то поколение, которое за время 12-й пятилетки (1986-1990) подготовило такие колоссальные изменения, что 13-я, по сути, даже не была начата.

Работавший тогда в Центральном экономическом научно-исследовательском институте (ЦЭНИИ) при Госплане РСФСР Евгений Гонтмахер, ныне профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук, принимавший активное участие в реформах начала 1990-х, полагает, что регулирование и рыночная экономика вполне совместимы.

– Рыночная экономика включает в себя регулирование – бюджет, денежное обращение, уровень минимальной зарплаты, занятости. И это нормально. Во Франции при рыночной экономике треть ее регулируется государством, работают принципы частной собственности и честной конкуренции. Вот у нас растет цена на продукты питания, об этом говорят на высоком уровне, как это остановить? А никак. Надо лишь отменить встречные санкции, чтобы пришли внешние игроки и сбили цены. Говорят: растут цены на жилье, надо регулировать. Но это рынок: люди получили дешевую ипотеку, пришли за жильем и сами взвинтили цены. Государство в таком случае должно не регулировать, а дать льготы строителям, чтобы строили больше и дешевле, то есть включить косвенное регулирование. Надо дать возможность проявлять предпринимательскую инициативу, чтобы было не 20% предпринимателей, как сейчас, а выше 50%, как в развитых странах.

При этом, как отмечает Евгений Гонтмахер, государство должно обеспечить честные правила игры – одни для всех. А вот к возможностям планирования он относится скептически.

Реклама