26 апреля ‘24, Пятница

Белые карлики дадут жизнь звезде

Белые карлики не обязатенльный итог звездной жизни. По крайней мере, так происходит, если звезды умирают рядом друг с другом.

Белые карлики могут не олицетворять собой конец звездной эволюции, как принято было считать в астрономии. Для звезд, сбросивших оболочку и превратившихся в белых карликов, еще не все потеряно, если они оказались вместе. Пример такой перерождающейся системы обнаружили недавно ученые из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.

Двойной объект находится в 7,8 тыс. световых лет от нас в созвездии Кита. Гравитационно связанные белые карлики бешено вращаются друг вокруг друга с периодом всего 39 минут на расстоянии 250 тысяч километров – это меньше расстояния от Земли до Луны. Однако такой танец не будет продолжаться вечно. Будучи очень массивными телами и двигаясь ускоренно, карлики теряют свою энергию на излучение гравитационных волн. Через 37 млн лет они приблизятся друг к другу и сольются воедино.

Реинкарнация

«Эти звезды уже прожили полную жизнь. Слившись вместе, они переродятся и будут радоваться новой жизни», -- пошутил автор открытия Мукремин Килич. Из более чем ста миллиардов звезд нашей галактики астрономам известно лишь несколько тесных двойных систем, состоящих из белых карликов. И почти все они открыты группой Килича.

Найденная система SDSS J010657.39 – 100003.3 состоит из видимого карлика и его невидимого компаньона, чье присутствие выдает колебание соседа. Масса видимого компаньона составляет 17% массы Солнца, невидимого – 43%. Астрономы уверены, что оба карлика состоят из гелия.

По расчетам ученых, при слиянии карлики должны вспыхнуть, как сверхновая, однако для этого их суммарная масса должна быть хотя бы на 40% больше массы Солнца. Но обнаруженные карлики слишком легки, и их ждет другая судьба. Астрономы уверены, что слившись, карлики родят новую звезду, в недрах которой будет гореть гелий. Как недавно показала другая группа ученых, рядом с белыми карликами могут существовать экзопланеты.

В российских аэропортах могут пропасть металлические ножи и вилки