Крупнейшие книгоиздатели сообщили о повышении комиссий на маркетплейсах, что может отразиться на ценах книг и дистрибуции.
Руководители ведущих издательств заявили о намерении Wildberries и Ozon увеличить комиссии с начала 2026 года. Однако эти маркетплейсы поспешили опровергнуть данную информацию. Издатели утверждают, что уже с 1 января цены на книги вырастут в среднем на 10%.
Российские издатели книг получили от маркетплейсов Wildberries и Ozon уведомления о предстоящем повышении комиссий в 2026 году на книгоиздательскую продукцию. Эта информация была озвучена на пресс-конференции, организованной руководителем одного из крупнейших издательств, «Эксмо», Евгением Капьевым, как сообщает корреспондент РБК. Также подобные сведения подтвердили гендиректор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов и директор издательской группы «Альпина» Алексей Ильин.
Все издательства столкнулись с увеличением комиссий на платформах Ozon и Wildberries, отметил Капьев. «Вся книжная индустрия получила предложения от маркетплейсов с указанием на рост комиссий, — пояснил он. — Это, безусловно, отразится на продажах начиная с 1 января. Я предполагаю увеличение в среднем на 10%.» В разговоре с РБК Капьев уточнил, что увеличение комиссий колеблется в диапазоне 7-10% в зависимости от условий, но «Эксмо» всё еще занимается переговорами.
Алексей Ильин из «Альпины» также подтвердил информацию о планах по повышению комиссий маркетплейсов. «Если эти изменения вступят в силу, это приведет к значительному увеличению нагрузки на издательский бизнес в 2026 году, — добавил он. — Кроме ухудшения условий сотрудничества с маркетплейсами, где сейчас осуществляется продажа до 70% печатных книг, также наблюдается рост налогов, — пояснил он. — Предполагается повышение социальных взносов для малого и среднего бизнеса с 15% до 30%, увеличение НДС до 22% и отмена соглашений по избежанию двойного налогообложения с «недружественными» государствами. Нам придется доплачивать 25% налога на доходы по платежам иностранным правообладателям. Эти обстоятельства вызывают серьезные опасения.» Борис Кузнецов из «Росмэна» подтвердил, что комиссии и тарифы от маркетплейсов действительно увеличиваются.

