25 апреля ‘24, Четверг

Переработка пластика: как избежать опасности для здоровья

Ученые выяснили, что переработанный пластик может быть опасен для здоровья, т.к. вредные вещества попадают в него на любом этапе переработки и в дальнейшем переходят в напитки, которые разливают в изготовленные из него бутылки.

Специалисты из университета Брунеля (Лондон) выяснили что 150 различных химических веществ попадают в напитки, упакованные в бутылки из переработанного пластика. Соответствующие кодексу пищевых химикатов вещества могут попадать в продукты и напитки - в небольшой концентрации они не опасны. Однако исследование переработанного пластика показало, что 18 веществ из него попадает в продукты в количестве, заметно превышающем допустимое.

Изучив более 90 исследований, ученые пришли к выводу что химикаты попадают в пластик в ходе переработки из катализаторов и добавок, применяемых на производстве. Причиной концентрации вредных веществ может быть и деградация пластика в процессе использования, хранения и переработки. Фактически загрязнение происходит в течение всего жизненного цикла бутылки.

Ученые видят выход в более тщательной системе очистки переработанного пластика. Так называемая суперочистка подразумевает три этапа обработки: высокотемпературную, газовую и химическую. В результате переработанный пластик максимально приблизится по качеству к новому. Ученые не случайно уделяют столь пристальное внимание проблеме переработки пластика и его безопасности. Пластиковые бутылки - второй после пакетов загрязнитель Мирового океана.

К сожалению, только 14% из продаваемого каждую минуту в Мире миллиона пластиковых бутылок перерабатывается повторно. Некоторые страны перерабатывают бОльшую часть ПЭТ бутылок: например, в Финляндии в 2020 года потребители сдали 92% приобретенной пластиковой тары. Активно сдают пластиковые бутылки на переработку в Японии и Индии.

Тем не менее в Мировой океан ежегодно попадает порядка 11 млн тонн пластикового мусора, и эта цифра рискует утроиться к 2040 году.

Исследователи предлагаю как наиболее простые способы утилизации - такие как механическая переработка, предполагающая измельчение бутылок и превращение полученной после обработки массы в полимерные гранулы, так и высокотехнологичные варианты.

Так, в 2016 году японские специалистыы обнаружили шамм бактерий, способных расщеплять пластик на его мономеры - этиленгликоль и терефталевую кислоту.

В 2020 году исследователи из Портсмутского университета создали “коктейль” из суперэнзимов, разрушающий пластик в 6 раз быстрее, чем отдельный фермент.

Переработанный пластик находит широкое применение: получаемые из него синтетические волокна используют при производстве тканей (добавляют к натуральным волокнам), из пластика делают шпалы и ванилин, его рассматривают как материал для производства дорожного покрытия.

Ученые напоминают, что для сохранения экологии важно не только предпринимать шаги к эффективной переработке пластика и его повторному использованию, но и стараться сократить его производство во всем мире.