25 апреля ‘24, Четверг

Из чего все сделано? Рассказы о веществе

В Международный год химии вышла книга для школьников и их родителей. Книга, которая показывает что химия -- это интересно. Которая может зажечь умы и сердца будущих ученых.

Большинство школьников не любит химию. Ну не повезло этому предмету: опыты проводить, конечно, всем интересно, но вот учить формулы – трудно и скучно. Популярной литературы по химии – кот наплакал. И не удивительно -- ведь написать интересно про молекулы гораздо труднее, чем про зверюшек. А между тем, химия – это все, что нас окружает. Это наука о веществе, из которого состоит мир, в котором мы живем. «Что может быть интереснее?» -- спрашивает Любовь Стрельникова. И, прочитав эту книгу, с ней нельзя не согласиться.

Автор берет ребенка за руку и ведет его по квартире, по городской улице, спускается в метро, на виртуальном лифте приводит к центру Земли, поднимается в стратосферу и в космос, выводит в поле и лес, проводит по химическим, металлургическим, текстильным и прочим заводам, показывает нефтяную скважину и кремниевую долину. И объясняет про все, что встречается на этом пути, про вещества, из которых сделан мир, природный и рукотворный.

В книге найдутся ответы на сотни вопросов «что?», «как?» и «почему?», которыми дети так любят «доставать» родителей, а родители далеко не всегда знают, что ответить.

Например, знаете ли вы, что шпиль МГУ сделан из желтого стекла, изнутри покрытым тонким слоем алюминия, и поэтому блестит на солнце, как золото? Что тайну производства фарфора тысячу лет хранили китайцы и лишь в начале XVIII века это «ноу-хау» было разгадано европейцами, а затем тайну фарфора открыли в третий раз, уже в России? Что брильянтам приписывали защиту от чумы, а частицы метеоритов в XIX веке растирали в порошок и принимали внутрь как лекарство? Что краситель индиго, которым окрашены джинсы, получают из зеленого растения с розовыми цветочками? Что общего у одуванчика с автомобилем?

А знаете, как мгновенно заморозить воду при помощи «волшебной палочки»? Как при помощи подручных средств на собственной кухне получить кислород? Как собирают и хранят запахи? Как сделать лифт от Земли до Луны?

Как уже видно, в книге речь идет далеко не только о химии. Автор простым, понятным и образным языком умудряется рассказать детям, например, о том, как возникла Вселенная. Трудно понять, как это: ничего не было и вдруг, в результате Большого взрыва возникли материя, пространство и время. Но «вас ведь тоже когда-то не было, и для вас не было ни пространства, ни времени. Но вот вы появились на свет, и в этот миг для вас распахнулось пространство и пошел отсчет времени. Ваше пространство было вначале очень маленьким… Но вы росли, и оно росло, расширялось вместе с вами», -- объясняет Любовь Стрельникова. Простая аналогия – и становится ясно.

Книга «Из чего все сделано? Рассказы о веществе» вышла в Международный год химии. Она написана для младших и средних школьников и их родителей. В ней нет формул. В ней нет ни одного скучного слова. Автор разговаривает с детьми о сложных вещах доступно, увлекательно и очень доверительно.

Любовь Стрельникова – одна из самых ярких фигур в современной научной журналистике. Химик по образованию, главный редактор легендарного журнала «Химия и жизнь», популяризатор науки, ведущая телепередач и дискуссий.

Читайте – не пожалеете.