Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:30
Москва
18 апреля ‘24, Четверг

Москва не сможет купить безопасность

Опубликовано
Текст:

Дополнительные расходы на обеспечение безопасности московского метрополитена не гарантируют адекватного снижения террористической угрозы, уверены офицеры спецслужб и экономисты. Денег достаточно -- необходимо усиление агентурной работы.

Бюджетом Москвы предусмотрено выделение на комплексную целевую программу профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан в Москве 25,72 млрд рублей в 2010 году, 27,2 млрд рублей -- в 2011-м и 30,27 млрд рублей – в 2012-м. Безопасность в метро обходится в сумму порядка 1 млрд рублей в год. Премьер-министр России Владимир Путин заявил в понедельник, что федеральное правительство должно взять на себя расходы, связанные с обеспечением дополнительной безопасности на муниципальном транспорте.

Начальник московского метрополитена Дмитрий Гаев еще в феврале 2004 года заявлял, что общие затраты на безопасность метрополитена (техническую, пожарную, обеспечение правопорядка) составляют около 40% его эксплуатационного бюджета, а еще около 20 млн рублей на обеспечение безопасности метрополитена выделяется из московского бюджета. А в сентябре 2005 года Дмитрий Гаев уточнил, что ежегодно на мероприятия по усилению безопасности на метрополитене правительство столицы выделяет около 1 млрд рублей. «Кроме того, за последние 2,5 года из федерального бюджета на эти цели было направлено 2,5 млрд рублей», -- отметил глава метрополитена тогда, пообещав, что к 2008 году московский метрополитен будет иметь лучшую в мире систему антитеррористической защиты. Также в 2005 году тогдашний директор департамента экономических программ обороны и безопасности Минэкономразвития России Владислав Путилин сообщал, что в государственном оборонном заказе 2005 года часть средств предусмотрена для обеспечения безопасности метрополитена, но точную цифру расходов называть не стал.

По словам Дмитрия Гаева, существуют три основные задачи по обеспечению безопасности столичной подземки: создание системы информационного обеспечения, «благодаря которой можно быстро проверить те или иные подозрительные факты, которые могут угрожать безопасности метро и его пассажиров»; локализация чрезвычайного происшествия, если оно все же произошло; и быстрое восстановление движения и нормальной работы метрополитена, «чтобы город не находился в параличе».

Генерал-майор ФСБ запаса, президент Клуба ветеранов госбезопасности Валерий Величко считает бессмысленным с точки зрения борьбы с терроризмом увеличение финансирования одного метрополитена. «Ведь помимо него есть еще наземный транспорт, железные дороги, аэропорты, -- говорит он. -- Бороться с терроризмом в метро означает латать одну дырку, когда вокруг много других». Контртеррористическая борьба должна быть комплексной, убежден эксперт.

Техническое оснащение метрополитена камерами наружного наблюдения и другими средствами безопасности он считает важным. «Но для ослабления террористической угрозы намного эффективнее усиливать тех, кто занимается тонкой агентурно-оперативной работой, тех, кто проникает в среду террористов и заранее сообщает об их планах», -- говорит Валерий Величко.

Директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности при Приморском институте государственного и муниципального управления Александр Сухаренко сетует, что «предыдущие теракты ничему не научили правоохранительные структуры». «Они работают по-старому, -- говорит эксперт. -- Модернизация оборудования осуществляется только на бумаге. Ими якобы закупается новое оборудование. Но последние теракты в Москве свидетельствуют либо о полном неумении его использовать, либо о полной безалаберности правоохранительных органов, даже оснащенных новейшим оборудованием».

Прежде чем выделять дополнительные средства на обеспечение безопасности, надо оценить эффективность предыдущих расходов на эти цели и результативность борьбы с терроризмом, полагает Александр Сухаренко.

По словам директора Центра стратегических исследований Банка Москвы Алексея Ведева, объем расходов на безопасность «не полностью коррелирует с самой безопасностью». «То есть если увеличить расходы на безопасность в метрополитене в два раза, нельзя утверждать, что риск повторения терактов снизится тоже в два раза. Тут нужны структурные изменения в организации борьбы с терроризмом, которые давно назрели», -- говорит экономист.

Валерий Величко отмечает, что увеличение расходов на безопасность метрополитена «ляжет на налогоплательщиков, в том числе пассажиров в метро». Александр Сухаренко предполагает, что дополнительные расходы отразятся «либо в федеральном, либо в московском бюджете в виде дотаций органам внутренних дел». «Безопасность граждан является основной функцией государства, -- говорит он. -- Я думаю, в цены за проезд в метро дополнительные расходы на нее включаться не должны».