19 апреля ‘24, Пятница

Никотин помогает спирту быстрее разрушить печень

Привычка закуривать после рюмки может свести на нет даже самый здоровый образ жизни между праздниками. Впрочем, пассивно курящие любители выпить тоже дешево не отделаются, предупреждают авторы работы.

Сотрудники Университета Алабамы в Бирмингеме (University of Alabama at Birmingham, UAB) решили проверить, как сочетание самых распространенных наркотиков – табака и спиртного – влияет на живой организм.

В 2007 году команда из UAB под руководством Шеннон Бэйли (Shannon Bailey) обнаружила, что сочетание табачного дыма и этанола усиливает биологические признаки заболеваний сердца у мышей. В новом исследовании ученые решили проверить, что же происходит с другой мишенью добровольно применяемых ядов – печенью. Как говорят сами авторы, существуют эпидемиологические данные, которые подтверждают, что алкоголь и никотин при совместном воздействии разрушают печень значительно сильнее, чем по отдельности. Но молекулярных механизмов токсического воздействия на печень этих веществ в лабораториях еще не наблюдали.

Как мыши пили и курили

Для эксперимента ученые приобрели специально выведенных мышей, у которых могли развиваться идентичные человеческим признаки атеросклероза. Животных посадили на жидкую спиртную диету. В дневном рационе содержалось 28,8% калорий, полученных из алкоголя, 35% -- из жира, 18% -- из белка и 18,2% -- из углеводов. Животные из контрольной группы получали столько же калорий, но им не давали этанол.

Мышей «спаивали» постепенно – к девятому дню долю этанола в их рационе подняли до 4 процентов. Поэтому концентрация спирта в их прови постепенно увеличилоась до 10 мM/л. Через две недели после начала спаивания животные получили свой первый опыт пассивного курения. Мыши вдыхали смесь, которая содержала никотин и угарный газ в той концентрации, в которой ее получает курящий человек.

Всего получилось четыре группы: контрольная, которая дышала обычным воздухом, контрольная группа с «сигаретным дымом», «пьющие мыши» с обычным воздухом и «пьющие мыши» с «сигаретным дымом».

Кто как напился

Выяснилось, что животные, которые дышали дымом и пили этанол, в печени обнаружили повышенную более чем на 100% концентрацию фиброзных белков по сравнению с «пьющими» мышами, дышавшими чистым воздухом. И на 65% -- по сравнению с группой, которую не поили этанолом, но зато «обкуривали». То есть у экспериментальной группы мышей появились все предпосылки к развитию фиброза печени – замены ее клеток соединительной тканью, состоящей из коллагеновых волокон. Ученые считают, что развитие фиброза – ответ клеток печени на ее хроническое поражение токсическими веществами.

Исследователи обнаружили у мышей и другие признаки поврежденной печени. ДНК ее клеток частично разрушилась, а в крови оказалось повышенное содержание «плохого» холестерина.

Как говорит Бэйли, результаты их исследования указывают на то, что курение на фоне потребления спиртных напитков -- самая опасная для печени комбинация. Этому органу приходится гораздо легче, если человек просто выпивает, не смешивая между собой два способа отравить организм.

Результаты исследования специалистов из Бирмингема опубликованы в журнале Free Radical Biology & Medicine.