Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:29
Москва
24 апреля ‘24, Среда

Работа порталов по предоставлению госуслуг в регионах зависит от местных властей

Опубликовано
Текст:

Большинство действующих ныне порталов по оказанию госуслуг работают не более двух лет.

О том, каких успехов удалось добиться в этой области, пишет сегодня «Независимая газета». Порталы госуслуг позволяют, действительно, решить множество проблем. Например, многие бюрократические процедуры, такие как запись на прием в поликлинику, подача документов на оформление загранпаспорта, получение материнского капитала, запись ребенка в школу – теперь можно сделать не выходя из дома через порталы госуслуг (ПГУ). Правда, насколько эффективно работа подобных порталов, и действительно ли они способных избавить людей от бюрократической волокиты?

«Независимая газета» анализирует работу четырех наиболее известных и передовых ресурсов: ПГУ Республики Татарстан, московского и новосибирского портала госуслуг, а также единого или общефедерального ЕПГУ.

Например, самым обсуждаемым считается Татарстанский портал, созданный под непосредственным руководством нынешнего министра связи Николая Никифорова, когда он еще занимал должность директора Центра информационных технологий республики. Правда, пользователю портала, разобраться в его структуре непросто – портал предлагает, в том числе, и коммерческие услуги, и множество всевозможной разнородной информации: от рубрики «народный контроль», которая занимает центральное место на главной странице (разработчик – ООО «Мой регион»), до сервиса по проверке легальности алкогольной продукции.

С самими госуслугами разобраться сложнее - на ресурсе не представлен полный список услуг, оказываемых тем или иным органом власти. Например, если пользователю нужны сведения об административных правонарушениях в области ПДД, информация о состоянии личного счета в Пенсионном фонде или задолженности перед налоговыми органами – через ПГУ Татарстана узнать это невозможно. Чтобы выяснить подробности о той или иной услуге часто предлагается перейти на сайт профильного ведомства. «На сайте все свалено в одну кучу. Может быть, стоило как-то группировать услуги, структурировать материал. Уделить внимание предпринимателям и юридическим лицам – в этой области есть тоже много востребованных госуслуг», – считает генридектор агентства А1, одного из лидеров рынка digital-услуг, Андрей Цыпер.

Другой ресурс - московский (Департамент информационных технологий (ДИТ) Москвы), в этом смысле можно считать более удачным. При сопоставимой стоимости (бюджет ПГУ Татарстана составил 80 млн. руб., стоимость московского портала – чуть менее 80 млн. руб.) на московском сайте информация более структурирована и понятна.

Например, там содержится многочисленные фильтры, которые позволяют быстро найти интересующую госуслугу. Так, на сайте существуют фильтры по жизненным ситуациям, по категориям услуг, по ведомствам, по популярности и т.п. «У московского портала удачный дизайн, красивая графика, удачная группировка услуг по категориям», – комментирует руководитель направления по госуслугам компании Directum, ведущего разработчика программного обеспечения в области электронного документооборота, Руслан Вдовин.

Впрочем, один из недостатков сайта - пока еще на нем не до конца реализована система онлайн-взаимодействия с пользователями. Так, например, получить или оплатить пошлины по госуслугам в режиме онлайн на московском портале невозможно. Еще один из недостатков - на столичном портале, так же как и на татарстанском, пока отсутствуют такие востребованные услуги, как прием налоговой декларации, регистрация автомототранспортных средств, информация о наличии налоговой задолженности и т.п. Один из важных аспектов взаимодействия с населением – работа с обращениями и жалобами граждан, на портале также не вполне реализована. По мнению замруководителя департамента по работе с госструктурами корпорации ЭЛАР (крупнейшей в Европе компании по созданию, комплексному оснащению и наполнению электронных архивов) Владимира Алеева, гораздо удобнее пожаловаться, например, на некачественное предоставление госуслуги непосредственно со страницы этой услуги, тогда и лишние формы заполнять не нужно и все названия и термины будут взяты из справочников.

Что касается новосибирского портала, то там электронные госуслуги представлены наиболее полно – их примерно в 10 раз больше, чем на московском и татарстанском порталах. Количество федеральных услуг в электронном виде, предоставляемых сайтом, составляет 685, а региональных и муниципальных услуг - 118.

Один из положительных моментов - это дружественный интерфейс. К тому же, разобраться в работе портала, сможет и далеко не продвинутый пользователь, на ресурсе находятся и обучающие видеоролики о том, как воспользоваться тем или иным сервисом. Если пользователю требуется обратиться в федеральное ведомство, он будет автоматически перенаправлен на Единый (федеральный) портал госуслуг (ЕПГУ). Это существенное отличие - на московском ПГУ можно получить только региональные услуги.

На ЕПГУ можно найти информацию о структуре органов власти, о списке услуг, оказываемых тем или иным ведомством, а также ознакомиться с административными регламентами работы чиновников. Кроме того, через портал есть возможность получить не только федеральные госуслуги, но и региональные и муниципальные, так как все порталы интегрированы. Например, количество федеральных услуг в электронном виде, предоставляемых сайтом, составляет 685, а региональных и муниципальных услуг - 2469.

Эксперты также отмечают удобство интерфейса ресурса, который позиционируется как планшетный и на нем можно работать и тач-скринами. На ЕПГУ существует версия для слабовидящих – достаточно контрастная, четкая и очень удобная. «На главную страницу выведены популярные услуги. Это классная фишка: если я буду что-то искать, то скорее всего пойду именно туда, – отмечает Андрей Цыпер. – Удобство этого портала в том, что он охватывает всю страну: навигатор в два клика позволяет выбрать и перейти в твой регион, что очень удобно».

В финансовом отношении по сравнению с московским и татарстанским (каждый из которых обошелся в 80 млн. руб. без учета оборудования, поддержки и каналов связи) новосибирский ПГУ гораздо бюджетнее – 15–20 млн. руб. в год с учетом оборудования и всех затрат. Централизованным созданием подобных региональных порталов с 2010 года занимается компания «Ростелеком», которая является также разработчиком Единого (федерального) портала госуслуг (ЕПГУ), стоимость которого составила 100 млн. руб. с учетом оборудования, каналов связи и всех затрат на поддержку.

В результате сравнения оказывается, что у каждого портала есть свои как плюсы, так и минусы. Столичный ПГУ во многом похож на ЕПГУ и новосибирский, однако дорого обошелся налогоплательщикам: при том что ИТ-бюджет Москвы составляет больше половины федерального ИТ-бюджета, логично было бы ожидать более выдающихся достижений. Наиболее качественными по всем показателям оказались новосибирский и единый порталы госуслуг, причем, не только функционально насыщенными и простыми в использовании, но и экономически эффективными для бюджета.

Спрос на автомойки и детейлинг в России подскочил на 48%
Реклама