20 апреля ‘24, Суббота

В мышечной слабости при алкоголизме виноват один ген

Люди, страдающие от алкоголизма, помимо множества неприятных симптомов, часто испытывают еще и мышечную слабость.

Медики из Университета Томаса Джеферсона (США) пришли к выводу, что в этом виноват ген Mfn1, неправильная работа которого приводит к тому, что митохондрии вырабатывают недостаточно энергии. Теперь, по словам авторов, зная, почему развивается эта мышечная слабость, можно разрабатывать лекарства для лечения этого недуга. Исследование также может стать и основой для новых методов терапии многих тяжелых нервно-мышечных заболеваний.

Клетки человеческого организма содержит множество митохондрий – энергетических станций. Современная медицина считает, что большинство наших болезней связано как раз с дисбалансом их работы. Правильная работа митохондрий зависит, в том числе и от питания, т.е. от того, какие вещества поступают в организм. Поэтому, вовсе не удивительно, что алкоголь приводит к сбоям в работе митохондрий.

Известно, что митохондрии сливаются и делятся. Но почему они себя так ведут, долгое время оставалось загадкой.

Не так давно ученым из Калифорнийского технологического института удалось загадку разгадать: они выяснили, что слияние двух митохондрий происходит с целью активной защиты от мутаций митохондриальных ДНК. Именно эти мутации и считаются причиной целого класса нервно-мышечных заболеваний. Если же слияния не происходит, защита от мутаций перестает работать.

Медики из Университета Томаса Джеферсона продвинулись еще дальше – им удалось выяснить, что за склеивание митохондрий в клетках мышцах скелета отвечает ген Mfn1. В эксперименте на мышах ученым удалось показать, что этот ген отвечает и за мышечную слабость при алкоголизме. Так, у 50% мышей, которым давали алкоголь, работа этого гена снижалась на 50%, и это происходило одновременно со снижением способности митохондрий объединяться. Когда же без алкоголя нормальная работа гена восстанавливалась, тогда и включалась адаптивная функция митохондрий.

«Наше исследование показало, что употребление алкоголя влияет на один специфичный ген, который отвечает за объединение митохондрий. Также, вполне возможно, что работа митохондрий отвечает и за развитие многих других нервно-мышечных болезней», - говорит ведущий автор исследования доктор Gyorgy Hajnoczky.

«Зная белки и гены, которые включены в этот процесс, мы можем разрабатывать лекарства и терапию лечения многих тяжелых мышечных болезней», - добавляет ученый.

Статья с исследованием причин мышечной слабости при алкоголизме опубликована в последнем номере Journal of Cell Biology