29 марта ‘24, Пятница

Стволовые клетки с цитотоксинами помогут вылечить опухоль мозга

Ученые из Гарвардского института стволовых клеток разработали способ, с помощью которого специально модифицированные нейрональные стволовые клетки человека, производящие цитотоксины, можно использовать для уничтожения раковых опухолей головного мозга. Пока этот метод показал свою эффективность на модели с мышами. Но ученые надеются, что уже через пять лет смогут приступить к клиническим испытаниям.

Недавно та же самая команда ученых под руководством доктора Халида Шаха (Khalid Shah) в эксперименте с мышами показала, что стромальные стволовые клетки, заряженные вирусом простого герпеса, помогают уничтожить глиобластому – трудноизлечимую опухоль, поражающую головной мозг.

В своем нынешнем исследовании ученые решили пойти по другому пути. Правда, они тоже использовали стволовые клетки, но «начинили» их не вирусом, а цитотоксинами.

Они использовали человеческие нейрональные стволовые клетки, которые дают начало новым нейронам. С помощью методов генной инженерии ученые таким образом изменили эти клетки, что они стали производить и выделять цитотоксины – антитела, вызывающие повреждение клеток и в конечном счете апоптоз (самоуничтожение). Цитотоксины поражают все клетки, но в конце 90-х годов удалось создать цитотоксические препараты, которые направленно уничтожают только раковые клетки.

«Цитоксины, убивающие раковые клетки, используются в борьбе с онкогематологическими заболеваниями, но при других формах рака их использование ограничено, поскольку доступ к таким опухолям затруднен, а токсины действуют недолго. Несколько лет назад, мы обнаружили, что для доставки терапевтических цитотоксинов к опухолям головного мозга можно использовать стволовые клетки. Но для этого вначале необходимо было генетически таким образом изменить эти клетки, чтобы они сами первыми не стали жертвами этих цитотоксинов», - говорит доктор Шах.

Сейчас, по словам ученых, эту непростую задачу им как раз удалось решить. То есть, они модифицировали стволовые клетки таким образом, что они во-первых производят и выделяют цитотоксины, а во-вторых являются устойчивыми к действию этих ядовитых веществ и не погибают от них сами.

Затем эти модифицированные клетки ученые погрузили в биосовместимый гель и ввели их в мозг мышей с глиобластомой, у которых опухоль была уже частично удалена.

«Мы посмотрели, как ведут себя эти клетки в организме мышей с глиобластомой, у которых опухоль была частично удалена. Мы поместили эти клетки, погруженные в специальный гель, в те места, где находилась удаленная опухоль. Затем нам удалось проследить за их действием, и мы увидели, что цитотоксины, действительно, уничтожают раковые клетки. Выживаемость таких животных повышалась», - говорит доктор Шах.

По словам ученых, они надеются, что в течение ближайших пяти лет можно будет приступить к клиническим испытаниям этого метода.

Статья с описанием модифицированных нейрональных стволовых клеток, производящих цитотоксины, опубликована в последнем номере журнала STEM CELLS.

Россиян обяжут платить налоги за покупки в иностранных интернет-магазинах