23 апреля ‘24, Вторник

Новое вещество возвращает способность к движению

Ученым из Западного резервного университета Кейза (Кливленд, США) удалось найти вещество, которое в будущем, вполне возможно, поможет парализованным людям восстановить движение после спинномозговых травм.

Правда, пока исследования проводились только на животных.

Как объясняют авторы, найденное ими вещество восстанавливает способность аксонов передавать нервные импульсы, которые затем поступают в головной мозг.

«Нас очень вдохновляет, что наша работа может помочь миллионам людей, которые однажды смогут обрести способность двигаться»,– говорит ведущий автор исследования профессор Джери Силвер (Jerry Silver).

«В настоящее время не существует лекарственной терапии, которая позволяла бы восстанавливать очень ограниченные способности организма к движению после спинномозговых травм. Это исследование – огромный шаг на пути разработки такой терапии», - говорит доктор Лин Джекмен (Lyn Jakeman).

Травма спинного мозга обычно всегда связана с повреждениями аксонов. Аксоны представляют собой длинные отростки нейронов, которые образуют волокна. Это проводящие пути, по которым идут нервные импульсы, – своего рода мозговая электропроводка.

Когда в результате спинномозговой травмы аксоны повреждаются, то нарушается связь между головным мозгом и участком тела ниже места повреждения. В результате, тело становится парализованным.

Как объясняют ученые, аксоны пытаются восстановить работу этого проводящего пути, но часто им мешают процессы в рубцовой ткани, которая образуется в месте травмы.

Предыдущие исследования показали, что этим действиям аксонов мешает особый белок – тирозин-фосфатаза сигма (PTP-сигма). Он содержится в аксонах и вступает во взаимодействие со сложными белками, которые заполняют рубцовую ткань.

Команда профессора Джери Силвера поставила перед собой задачу найти такое вещество, которое позволяло бы аксонам восстанавливать утраченную связь с другими нервными клетками, т.е. такое вещество, которое блокировало бы действие РТР-сигмы. В результате эксперимента это вещество было найдено – его назвали ISP.

В течение семи недель парализованным крысам в место рядом с травмой спинного мозга вводили это вещество, а другая группа животных получала плацебо. Через несколько недель, у тех крыс, которые получали лекарство, удивительным образом улучшилась способность двигаться, а вот у тех животных, которые получали плацебо, не наблюдалось никаких изменений.

Чтобы понять, как же действует новое лекарство, ученые наблюдали за процессом через микроскоп. Как оказалось, ISP стимулировало разрастание аксонов, причем этот рост происходил лишь ниже места травмы.

Как полагают ученые, лекарство не восстанавливало полностью взаимосвязь аксонов по всему спинному мозгу, а усиливало сигнал от вновь образовавшихся аксонов к тем немногочисленным аксонам, которые остались неповрежденными после травмы.

«Эти результаты очень обнадеживающие. Теперь мы знаем о веществе, которое само по себе или в комбинации с другими методами лечения может помочь многим людям», - говорит профессор Силвер.

В ближайшем будущем ученые планируют приступить к доклинической стадии испытания нового препарата.

Статья профессора Силвера и его коллег опубликована в последнем номере журнала Nature.