28 марта ‘24, Четверг

Найден гормон, подавляющий тягу к сладкому

Новогодние праздники всегда ассоциируются с большим количеством сладостей. Сладкие подарки, конфеты, торты, пирожные. Многие люди не могут остановиться и ограничить себя в употреблении сладкого. А для здоровья такое переедание очень вредно. Возможно, что совсем скоро появятся препараты, способные тягу к сладкому уменьшить.

Как выяснили ученые, гормон, который синтезируется в печени - FGF21 (фактор роста фибробластов 21) в ответ на высокий уровень углеводов, подает сигнал в головной мозг, что подавляет употребление сладкой пищи.

По словам авторов, это исследование, вполне возможно, станет настоящей революцией в создании новых препаратов для лечения ожирения и сахарного диабета 2 типа.

Добавим, что печень – удивительный орган, который выполняет множество самых разнообразных функций в организме. Она первой принимает на себя удар при воздействии алкоголя, лекарственных препаратов, токсичных веществ, обезвреживая яды и не давая отравить ими организм. Одновременно печень синтезирует множество полезных веществ: белки плазмы крови - альбумин, глобулины, факторы свертываемости крови и биохимические вещества, необходимые для пищеварения.

О том, что печень участвует еще и в регуляции употребления сладкой пищи, до настоящего времени не было известно.

«Ученых всегда интересовал вопрос о том, как регулируется этот процесс. И этому было посвящено множество исследований. Считается, что здесь действует система награды и поощрения в головном мозге. Нам удалось показать, что существует еще и гормональный механизм», - говорит Меттью Потхофф (Matthew Potthoff) из Университета Айовы.

Вначале ученые изучили геном человека, что позволило выявить связь между определёнными мутациями и потреблением людьми белков, жиров и углеводов. Две мутации находились вблизи гена, кодирующего FGF21, поэтому авторы решили определить роль этого гормона в обмене веществ.

В процессе эксперимента ученые обнаружили, что в ответ на употребление сладкой воды у мышей и обезьян в печени синтезируется FGF21. Затем он попадает в кровь и разносится по всему организму, достигая гипоталамуса – области головного мозга, которая, в том числе, отвечает и за пищевое поведение. В гипоталамусе гормон дает сигнал о том, что сладкого организму достаточно.

«Известно, что FGF21 повышает чувствительность к инсулину. Теперь мы обнаружили, что этот гормон может помочь людям, которые не способны ограничить себя в потреблении сладкого, и рискуют заполучить диабет, – говорит ведущий автор одного из исследований Лукас БонДюран (Lucas BonDurant).

Интересно, что авторы еще и обнаружили, что FGF21 также блокирует тягу к алкоголю, который представляет собой переработанный, ферментированный сахар.

Впрочем, в вопросе регуляции тяги к сладкому с помощью FGF21 остается еще множество загадок. Например, пока непонятно, какие нервные пути задействованы в процессе действия сигнала на мозг.

Сейчас ученые планируют заняться этим вопросом и поиском других гормонов, которые могут влиять на потребление различных веществ.