28 марта ‘24, Четверг

Палеонтологи реконструировали самого крупного зубастого птерозавра

Всего по одному фрагменту верхней челюсти ученым удалось восстановить облик древнего гигантского птерозавра. Размах его крыльев достигал семи метров. На сегодняшний день это самый крупный зубастый птерозавр.

Палеонтологи Дэйвид Мартилл (David M. Martill) из Университета Портсмута и Дэйвид Анвин (David M. Unwin) из Университета Лейчестера (Великобритания) изучили фрагмент кости верхней челюсти гигантского птерозавра из отложений Cambridge Greensand на востоке Великобритании. Этот образец хранился с 1884 года в Музее естественной истории в Лондоне.

Ценный экземпляр

«Образец поместил в коллекцию музея Сэр Ричард Оуэн, возможно, самый выдающийся палеонтолог в мире. В свое время он реконструировал облик вымершей гигантской новозеландской птицы моа лишь по одной кости. Нам до сих пор сложно достичь такого уровня», - говорит Мартилл.

Изучив ископаемую челюсть и сравнив ее с другими уже более крупными ископаемыми остатками, ученые пришли к выводу, что она принадлежала самому крупному известному на сегодняшний день летающему зубастому птерозавру, жившему в эпоху нижнего мела 145-100 млн лет назад. «Наше исследование показывает, что челюсть принадлежала птерозавру Coloborhynchus capito, а размах его крыльев достигал семи метров», - говорит Анвин. По его словам, те места, где в челюсти птерозавра находились зубы, были сильно повреждены, но несмотря на это, удалось выяснить размеры зубов – их диаметр достигал 13 мм - для птерозавров это большие зубы.

Птерозавры с зубами и без

Птерозавры - отряд вымерших летающих рептилий, живших в мезозойскую эру примерно 210-65 млн. лет назад. Известно около семи их систематических групп. Coloborhynchus capito относится к группе Ornithocheiridae – зубастых птерозавров, которые питались рыбой. Они хватали ее зубами, а потом медленно и низко летели над поверхностью воды, удерживая во рту добычу. А вот размеры тела представителей группы беззубых птерозавров, Azhdarchidae, были еще более внушительными - размах их крыльев достигал десяти метров.

По словам ученых, существует интересная закономерность – размеры тела беззубых птерозавров намного больше размеров зубастых. Одна из гипотез объясняет это тем, что летать с дополнительным грузом в виде зубов тяжелее, поэтому зубастым летающим ящерам пришлось уменьшиться.

Статья Анвина и Мартилла с описанием зубастого птерозавра опубликована в журнале Cretaceous Research.

В России предсказали скорое падение цен на жилье