18 апреля ‘24, Четверг

В NASA подсчитали, что будет с растительностью к концу века

Если потепление на нашей планете продолжится, то через сто лет самые мощные изменения произойдут в бореальных лесах и тундровых экосистемах, считают ученые. Там исчезнет больше всего видов, а миграции будут самыми активными.

Ученые из лаборатории реактивного движения NASA (Пасадина, США) и Калифорнийского технологического института под руководством доктора Джона Бергенгрена (Jon Bergengren) выяснили, как будет меняться растительность на нашей планете в ближайшие 100 лет, если глобальное потепление продолжится.

Великое переселение

Модель, которую построили авторы на основе прогнозов IPCC (Межправительственной группы экспертов по изменению климата), показывает, что изменения затронут около 30% всей территории, где есть растительность. Из-за того, что многие виды начнут мигрировать в другие зоны, к тому же появится множество инвазивных растений – конкуренция в растительном мире только вырастет, и выживут только сильнейшие, считают ученые. При этом самыми чувствительными к климатическим изменениям оказались сообщества бореальных лесов и тундровые экосистемы – именно там, по подсчетам ученых, исчезнет больше все видов, а миграции будут самыми активными.

Климат будущего

Модель, которую использовали ученые, состояла из параметров, которые показывали при каких климатических условиях, существуют те или иные растительные сообщества. А потом рассчитали, что произойдет с ними, если эти параметры изменятся, используя прогнозы IPCC, согласно которым к 2100 году температура повысится на 2-4 градуса, а из--за изменения атмосферной циркуляции, некоторые районы будут испытывать недостаток влаги, а в других, наоборот, будет избыток увлажнения. По словам Бергенгрена, подобное потепление уже происходило после последнего ледникового максимума примерно 20 тысяч лет назад, правда, современное потепление происходит в 100 раз быстрее. Этот аналог прошлых климатических изменений авторы тоже учитывали.

Самые проблемные регионы

По данным ученых, самые мощные изменения растительности произойдут в Северном полушарии, где границы природных зон сместятся к северу. При этом, авторы выделяют несколько регионов, где произойдут максимальные изменения в видовом составе растительности: это Гималаи и Тибетское плато, восточная часть экваториальных лесов Африки, Мадагаскар, Средиземноморский регион, юг Южной Америки, район Великих равнин и Великих озер Северной Америки.

Статья Бергренгрена и его коллег опубликована в журнале Climatic Change.

В районе популярного у россиян курорта Таиланда случилась утечка аммиака