19 апреля ‘24, Пятница

Иглотерапия помогла снять боль у мышей

Применив к лабораторным грызунам метод древней китайской медицины, ученые нашли молекулярный механизм обезболивания. Правда, эффект оказался местного действия. И панацеей его точно не назовешь.

Среди специалистов и неспециалистов не прекращаются споры о том, лечит ли пациентов акупунктура или же улучшение состояния -- это эффект плацебо. Разрешить споры можно, только выяснив механизм терапевтического эффекта в эксперименте. Чем и занялись исследователи из медицинского центра Университета Рочестера (University of Rochester Medical Center).

Наиболее очевидный и стабильный эффект акупунктуры -- снижение хронической боли. Но его биологическая основа до сих пор неясна. На мышах ученые попытались изучить действие акупунктуры на болевую чувствительность и найти механизм ее действия на молекулярном уровне.

Мыши страдают за людей

Нейрофизиологи из команды профессора Мэйкен Недергаард (Maiken Nedergaard) работали с мышами. У первой группы предварительно вызывали воспаление правой передней лапки инъекцией специального вещества. После этого у мышей развивалась так называемая аллодиния -- они получали боль от неболевой стимуляции. От простого прикосновения и несильного нагревания мыши отдергивали лапку. У другой группы мышей ученые вызывали гиперчувствительность задней лапки повреждением седалищного нерва.

АденозинНуклеозид, состоящий из аденина, соединенного с рибозой. Входит в состав некоторых ферментов, АТФ и нуклеиновых кислот. Играет важную роль в энергетических и сигнальных биохимических процессах. Полагают, что он играет роль в стимуляции сна и подавлении бодрости, поскольку его концентрация увеличивается во время бодрствования организма. Аденозин также нейротрансмиттер ингибиторного типа. Действует через несколько типов аденозиновых рецепторов.
Приступая к экспериментам, биологи руководствовались гипотезой, что существенную роль в болевой чувствительности играет аденозин. Действуя как тормозной нейротрансмиттер, он через рецепторы ослабляет болевые импульсы, идущие по нервам к коре мозга.

Роль аденозиновых рецепторов экспериментаторам удалось подтвердить. Когда мышам ввели вещество, действующее на рецепторы так же, как аденозин, у них снизилась болевая чувствительность и уменьшилась активность нейронов в передней поясной коре -- зоне мозга, отвечающей на боль. Но в экспериментах участвовали как обычные, так и генетически измененные мыши, у которых не работал ген аденозинового рецептора. Введение того же вещества мышам с заблокированным геном не привело к обезболивающему эффекту. Значит, решили ученые, данный рецептор для обезболивания необходим. Оставалось проверить его работу в особых условиях.

Акупунктура для грызунов

Мышей кололи по всем правилам. Точку для иглоукалывания, связанную с болевой чувствительностью, выбрали в соответствии с руководством -- она находилась в области мышиного колена. Иглы ученые втыкали на глубину 1,5 мм и вращали каждые 5 минут в течение получаса. Именно так поступает специалист во время сеанса иглотерапии. Контрольной группе мышей делали ложную акупунктуру: иголки втыкали, но не вращали.

После сеанса у мышей снова измерили болевую чувствительность. Оказалось, что порог болевого восприятия при прикосновении и нагревании повысился в несколько раз. То есть патологическое восприятие боли исчезло. Хотя эффект акупунктуры наблюдался только с той стороны тела, с которой втыкали иголки, поэтому ученые оценивают его как местный.

Иглоукалывание подействовало только на нормальных мышей. У животных с неработающим геном аденозинового рецептора болевая чувствительность осталась прежней. Ложная акупунктура (без вращения иголок) не помогла ни тем ни другим.

Ученые убедились, что правильное иглоукалывание снижало активность нейронов в передней поясной коре. А в ткани вокруг точки укола значительно увеличилось содержание аденозина. По-видимому, его выделение стимулирует микротравмирование ткани, происходящее при вращении иглы. Все говорит о том, что именно аденозин играет ключевую роль в обезболивающем действии акупунктуры.

Статья о том, как метод древней китайской медицины проверили на мышах, опубликована в журнале Nature Neuroscience.