28 марта ‘24, Четверг

Солнце замедлило движение

Скорость движения Солнца и Солнечной системы в окружающем межзвездном пространстве за последние 15 лет снизилась более чем на 10%. Причины пока неясны.

Таковы результаты исследования, опубликованные группой американских, польских и швейцарских астрономов в Astrophysical Journal Supplement, сообщает РИА Новости.

Скорость Солнечной системы в межзвездной среде измерил зонд IBEX, он показал, что в 2009-2010 годах она составляла 22,8 км в секунду. В то же время аналогичные измерения космического аппарата «Улисс» (Ulysses), сделанные в 1993 году, показали скорость 26,3 км в секунду. С чем связано такое замедление движения Солнца в межзвездной среде, ученые пока не знают.

Измерения зонда IBEX (Interstellar Boundary Explorer) основаны на слежении за атомами нейтрального гелия, свободно проникающими внутрь гелиосферы. Гелиосфера - область на расстоянии около 16 миллиардов километров от Солнца, заполненная солнечным ветром. На ее границе поток заряженных частиц солнечного ветра и магнитное поле Солнца ослабевают настолько, что больше не могут преодолеть давление межзвездного вещества. На границе устанавливается равновесие, которое и определяет форму и размеры гелиосферы - гигантского газового пузыря, внутри которого находится Солнечная система. Заряженные частицы межзвездного газа не могут проникнуть внутрь гелиосферы, однако через границу проходят нейтральные атомы водорода, гелия и кислорода.

Детекторы зонда IBEX предназначены для обнаружения таких высокоэнергетических нейтральных частиц. Прибор IBEX-Lo измерял характеристики атомов межзвездного гелия, которые, в отличие от атомов водорода и кислорода, проникают внутрь гелиосферы беспрепятственно (атомы водорода взаимодействуют с протонами на границе гелиосферы), сообщает РИА Новости. По параметрам газа, состоящего из атомов межзвездного гелия ученые определяют направление и скорость движения Солнца и всей Солнечной системы в межзвездной среде.

IBEX показал, что за 15 лет вектор движения Солнца сместился на четыре градуса к северу - к 79,2 градуса северной широты, а направление по долготе почти не изменилось (5,1 градуса западной долготы). В то же время скорость оказалась ниже - 22,8 км в секунду (в 1993 году – 26,3 км в секунду).

По мнению некоторых ученых, эти факты могут означать, что Солнечную систему сейчас окружает межзвездная среда, со свойствами отличными от тех, которые были в 1993 году.

На «Разговорах о важном» со школьниками поговорят о вербовщиках террористов