25 апреля ‘24, Четверг

Вдыхайте аромат с открытыми глазами

Наши органы чувств связаны, в частности, зрение влияет на обоняние. Ученые доказали это в эксперименте.

Активация зрительной доли коры мозга усиливает чувствительность к запахам, показали ученые, опубликовавшие свои результаты в журнале Journal of Neuroscience. Этот результат опровергает представления нейрофизиологов о том, что каждый орган чувств отдельно представлен в головном мозге. Так, сигналы от органа зрения – сетчатки глаза, поступают в зрительную кору, а сигналы от клеток обонятельного эпителия – в обонятельную кору.

В экспериментах участвовали исследователи из Монреальского неврологического института (Montreal Neurological Institute and Hospital - The Neuro), университета МакГилла (McGill University) и Центра химического чувства (Monell Chemical Senses Center) в Филадельфии. Они давали испытуемым задачу на различение запахов, а перед ней или после нее стимулировали зрительную кору испытуемых с помощью магнитного поля (транскраниальная магнитная стимуляция). Этот метод опробован в клинике и применяется для лечения различных заболеваний. Показано, что транскраниальная магнитная стимуляция усиливает активацию в коре мозга в месте воздействия.

Ученые проверяли гипотезу, что активация зрительной коры может влиять на работу обонятельной системы. Гипотеза подтвердилась. После процедуры магнитной активации испытуемые стали лучше различать запахи. Это свидетельство того, что нейроны зрительной зоны коры встроены в цепочку обонятельного анализатора.

А вот аналогичный эксперимент со слухом не получился: различение звуков и запахов не связано на уровне мозга. Что касается зрения, то ученые полагают, что оно влияет не только на обоняние, но и на другие органы чувств.

Известен феномен «синестезии»: люди-синестетики видят цветные цифры, ощущают запах от слов и т.п. Эксперимент показал, что органы чувств пересекаются не только у них, но и в какой-то степени у каждого из нас.

В России разработали углеродный калькулятор