Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

19:20
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Российская анимация в ожидании революции и весны

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В предчувствии весны аниматоры обсуждают деньги. Они размышляют, куда уходит финансирование. Сохранилась ли в России своя школа, или мы нуждаемся в услугах западных специалистов. Кому достанется колоссальная коллекция советских мультфильмов. Этим вопросам был посвящен круглый стол «Российская анимация в ожидании системной государственной политики».

Накануне XVI Открытого российского анимационного фестиваля профессиональное сообщество собралось, чтобы в очередной раз обсудить вопросы, связанные с отраслью, которая по-прежнему находится на грани выживания: сможет ли российская анимация стать полноценной индустрией, и как государство должно поддерживать эту стратегически-важную область культуры. О необходимости мультипликации для общества высказался как-то еще Александр Татарский, основатель студии «Пилот»: «Если российский ребенок носит китайские кроссовки, он не станет китайцем. Но если он смотрит китайские мультфильмы, он вырастет китайцем».

В прошлом году вступили в силу новые правила распределения государственных средств для отечественного кинематографа. Для финансирования «большого», то есть игрового кино был создан специальный Фонд поддержки кинематографии, а все остальное, включая анимацию, осталось в ведении Министерства культуры. В 2010 году отрасль получила в полтора раза меньше денег, что, конечно, для такой бюджетно-зависимой структуры стало ощутимым ударом.

На встречу были приглашены режиссеры-аниматоры, продюсеры, руководители студий и представители власти, ответственные за распределение государственных средств в области кинематографии. Они попытались разобраться, что тормозит нормальное развитие индустрии и найти пути решения проблем.

И в школу не пойдем

Начал разговор режиссер Юрий Борисович Норштейн: «Мой жизненный опыт показывает, что никогда подобные встречи ничем не заканчиваются. Мы можем сейчас поговорить, но на этом все и остановится. Тут разговор должен быть не столько об анимации, сколько о психической, культурной атмосфере в стране. Сегодня все переходит в коллективную пошлость. Но с мультипликацией все еще сложнее – она для большого кинематографа даже не придаточное предложение. Я сегодня не в системе и не хочу в этом участвовать. Мне кажется, что сам факт тендерных раскладов унизителен для творца. Я вижу, как мои коллеги стоят в очереди за пайкой. Всегда был индустриальный подход в производстве фильмов, но в мое время слово «культура» все-таки стояла впереди. Сегодня, изучая документ по кинематографии, я ни разу не встретил слова «искусство».

С Норштейном не согласился продюсер студии «Тунбокс» Павел Мунтян, известный своими радикальными высказываниями о том, что госфинансирование развращает отрасль и тормозит ее нормальное развитие. Он считает, что «государственные деньги тратятся неправильно, начиная от профессионального образования и заканчивая продвижением фильмов на экраны. У нас сейчас нет анимационной школы, за последние десятилетия мы утратили нить. Нужно приглашать зарубежных специалистов, чтобы они делились своим опытом, как это было 60 лет назад, когда в СССР приезжал Дисней. Я бы сам первый пошел во ВГИК. Так же и деньги на производство. Сейчас их получают студии, которые не делают анимационное кино. Они делают рекламу, причем сдают работу на сторону. Коррупционная атмосфера в анимации мало чем отличается от страны в целом. Эту систему надо менять. Таких мастеров, как Юрий Норштейн или Александр Петров, надо финансировать отдельной строкой, они не должны думать, где им взять деньги на творчество. Но для того, чтобы заниматься творчеством, надо быть творцом. А люди, которые сейчас приходят в анимацию после ВГИКа, например, зачастую не понимают вообще, как устроен этот мир. Это сложная система, где взаимодействуют специалисты из разных областей. И таких специалистов катастрофически не хватает». Прозвучали непостижимые цифры. Например, в Китае ежегодно выпускается 110 тысяч мультипликаторов. В России -- несколько десятков.

«Я денег не брал и брать не буду, -- ответил Норштейн на предложение прописать его отдельной строкой. -- Мы сами зарабатываем. Я написал книгу, которая, как ни странно, успешно продается. Странно слышать, что мы не можем наладить школу и нуждаемся в иностранных специалистах. Саша Татарский у себя на студии обучал профессионалов, но сегодня «Пилот» еле-еле наскреб денег на завершении лучшей, на мой взгляд, серии фильмов «Гора самоцветов». И больше ее не будет».

Лев Бубенков, директор фонда «Пилот», поделился профессиональным наблюдением: «Мне не удалось за последние несколько десятков лет обнаружить ясно и четко сформулированные критерии, которых придерживается Минкульт в финансировании того или иного проекта. Существует один критерий -- кто обещал произвести фильм дешевле, тот и получает господдержку».

Кому дать

Анатолий Прохоров, руководитель проекта «Смешарики», один из основателей студии «Пилот», подытожил: «Государственные деньги используются крайне неэффективно, на 50 или даже 70% они идут на некачественный продукт. Как говорит наш киновед Даниил Дондурей, «на никакое кино, ненужное ни зрителю, ни фестивалю». Потому что нет прозрачности. А критерии должны быть простыми: на деньги государства должно сниматься качественное кино».

А Сергей Сельянов -- руководитель кинокомпании «СТВ», куда входит анимационная студия «Мельница», производящая самые успешные на сегодняшний день отечественные полнометражные фильмы (в том числе трилогию про богатырей), предлагает еще более четкий критерий отбора: «Основа индустриализации -- поддержка лидеров отрасли. Они обладают экспертными знаниями, отвечают финансово за результат своей деятельность и могут принимать участие в системе образования. В анимации нужно сделать такую же систему распределения бюджета, как в игровом кино».

Где взять

Что интересно, именно на этой встрече Дмитрий Руженцев, заместитель исполнительного директора Государственного фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии, принес аниматорам хорошую весть. Оказывается, после посещения Владимиром Путиным Госфильмофонда «Белые столбы», было решено поддерживать детское кино, в том числе, анимационное. Теперь появилась юридическая возможность выделять из Фонда средства на полнометражные мультипликационные фильмы (в прошлом году, например, несколько подобных заявок было отклонено).

Пока сложно сказать, прибавит ли это нововведение хоть что-нибудь к скудному бюджету, выделенному анимации Министерством культуры (на 200 миллионов рублей, потраченных в 2010 году на всю российскую анимацию, можно снять один полнометражный отечесвтенный мультфильм или 1/6 часть «Шрека»), но формально первый шаг сделан.

В процессе разговора выявился и еще один возможный источник финансирования, который, по оценкам экспертов, может составить несколько миллионов долларов в год. Впрочем, похоже, российские аниматоры стремительно его теряют. Речь идет об объединенной коллекции мультфильмов, созданных в советское время, куда вошел колоссальный фонд «Союзмультфильма», Ленфильма, студии Горького, Научно популярного фильма и даже Диафильма. По ощущениям специалистов, эта коллекция, вслед за «Союзмультфильмом», таинственным образом приватизируется. «Пока это вроде бы как государственная организация, но никаких концов найти нельзя, -- переживает Анатолий Порхоров. -- Это все равно, что присвоить «Эрмитаж», этого невозможно допустить!»

Но, несмотря на серьезные проблемы, анимационное сообщество заражено неожиданным оптимизмом. Вот как объясняет это директор Российского открытого анимационного фестиваля, который начнется 23 февраля в Суздале, Александр Герасимов: «Девиз этого фестиваля «В предчувствии весны». Второй раз в рамках фестиваля пройдет международный конгресс «Анимационная индустрия: обучение, технологии, продюсирование, прокат». И, судя по тому, с каким интересом все -- и студенты, и матерые продюсеры -- к нему отнеслись, очевидно, что назрела революционная ситуация. Все чувствуют необходимость перемен».

Графики и таблицы, использованные в материале, взяты из исследования "Российское анимационное кино", проведенного компанией Movie Research.

Реклама