Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:34
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Мнения и аналитика INFOX.RU

Вячеслав Шитов
Представитель инициативной группы "Стоп завод и полигон Тимохово" Ногинского района и городского округа Электросталь

Предложения дилетанта в области экологии по выходу из мусорного кризиса

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Ногинскому району досталось в этой сфере самое приятное — самая крупная в Европе тимоховская СВАЛКА, и это не опечатка — именно СВАЛКА, так как полигон — это инженерное сооружение.

Общая площадь земельного участка, на котором расположена свалка, составляет 114 га, а еще, друзья, для затравочки, чтоб жизнь малиной местным жителям не казалась: по плану Правительства Московской области здесь предусмотрено строительство мусоросжигательного завода.

Вы спросите: «Почему же ты, дилетант, лезешь в эту сферу…»

А я отвечу: «Мусор является частью моей жизни, мы все производим 400–500 кг мусора в год (по данным Гринпис за 2016 г.). Мусор везде — начиная от твоего кармана и заканчивая глубинами океана. Эта проблема касается каждого из нас. Строительство мусоросжигательных заводов, среди прочего, приведет к тому, что люди, проживающие в радиусе 24 км, будут страдать от недостатка кислорода, увеличится число онкозаболеваний, заболеваний дыхательных путей, различного рода аллергий. В общем, если не сейчас, то, как говорится, завтра будет поздно!».

Итак, давайте перейдем к моим предложениям, предложениям соратников из Ногинского района и городского округа Электросталь, к которым я добавил то, что можно найти в открытых источниках:

1. Приостановить проект «Чистая страна», так как проект не предлагает региональным органам власти выбрать альтернативные мусоросжиганию (термическому обезвреживанию) технологии. А выбор, как оказывается, есть: вторичная переработка, вторичное использование, компостирование, автоклавирование и проч.

Причем эти технологии — в отличие от мусоросжигания — не будут тормозить внедрение вторичной переработки и раздельного сбора отходов.

2. Ужесточить нормы ПДК вредных веществ.

3. Пересмотреть нормативно-правовые акты о размещении, хранении и утилизации отходов, чтобы максимально снизить негативное воздействие данных объектов на окружающую среду и здоровье человека с учетом текущей обстановки и современных технологий.

4. Увеличить санитарно-защитную зону для предприятий и полигонов по утилизации и обезвреживанию отходов до 25 км от земельных участков с постоянным или временным пребыванием людей.

5. Пересмотреть Территориальную схему по обращению с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области, чтобы она соответствовала приоритетам в обращении с отходами и содержала конкретные целевые показатели по годам, а именно:

5.1. Приоритет должен быть отдан максимальному использованию исходных сырья и материалов, предотвращению образования отходов, сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в источниках их образования, переработке и раздельному сбору. Раздельный сбор необходимо осуществлять минимум по трем видам (не считая опасных отходов): «вторичное сырье», «органические отходы» и «неутилизируемые отходы», что позволит переориентировать уже созданные предприятия по сортировке и механобиологической переработке отходов на прием раздельно собранных отходов. Работа с единым потоком отходов превратится в схему параллельной обработки трех различных видов отходов с минимизацией соответствующих финансовых издержек, переработка смешанных отходов позволит сократить объемы отходов в 8 раз, в то время как переработка рассортированных в местах образования отходов — в 25 раз.

5.2. Должны быть четко отражены данные по развитию и наращиванию перерабатывающей отрасли.

6. Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Федерации целевых показателей по развитию раздельного сбора основных видов отходов (макулатура, полимеры, стеклотара, металлы), а именно:

- доля контейнерных площадок, охваченных инфраструктурой раздельного сбора отходов с круглосуточным доступом (в динамике по годам с перспективой охвата всех контейнерных площадок для сбора ТКО региона);

- виды раздельно собираемого вторсырья;

- количество вторсырья, отбираемого с помощью раздельного сбора отходов.

7. Там, где это возможно, заменить неперерабатываемые материалы на перерабатываемые (например, упаковку), включая НИОКР в сфере поиска новых легкоперерабатываемых материалов. В случае острой необходимости использования неперерабатываемых отходов возложить на изготовителя бремя их утилизации посредством введения повышенных ставок экологического сбора, а также возложения на изготовителя ответственности за конечную утилизацию материала.

8. Обеспечить легкий доступ населения к инфраструктуре по сбору вторсырья, особенно опасных отходов, установить в руководящих документах по обращению с отходами соответствующие целевые показатели по увеличению количества собираемого вторичного сырья в динамике по годам.

9. С учетом мнения населения и основываясь на санитарных нормах и правилах, размещать на территории Московской области предприятия по переработке, сортировке и досортировке мусора.

10. Провести оценку соответствия существующих полигонов современным требованиям экологической безопасности, в случае несоответствия полигоны закрыть и провести рекультивацию с применением новейших технологий. При необходимости открытия новых полигонов обеспечить применение на них новейших технологий.

11. Предусмотреть для полигонов, систематически нарушающих принятые нормативы, жесткую систему наказаний — от увеличения существующих штрафов до лишения лицензии с последующей передачей в управление другой, более ответственной компании. Обеспечить общественный контроль за работой полигонов и заводов по переработке отходов.

12. Создать механизмы для пресечения возникновения несанкционированных свалок, в том числе путем установления жесткого контроля за потоками отходов на территории конкретного муниципалитета.

13. Предусмотреть расширенную ответственность производителя (в целях перехода на перерабатываемые материалы). В частности, рассмотреть вопрос о повышении норматива утилизации продукции и упаковки, в результате утраты потребительских свойств которых образуются отходы, до уровня, стимулирующего их вовлечение во вторичный оборот.

14. При составлении территориальных схем обращения с отходами ориентироваться не только на логистику и экономическую целесообразность, но также на текущее состояние здоровья населения и экологическую обстановку с опубликованием оценки в публичном доступе.

15. Создать единый информационный портал для переработчиков вторсырья, где каждый желающий сможет ознакомиться с работой компании, что перерабатывается, в каком объеме, задать вопросы. Также разместить на данном ресурсе правила раздельного сбора, информационные и рекламные материалы, познавательные статьи и видеоматериалы. Чтобы каждый гражданин мог ознакомиться, что и как происходит с тем мусором, который он собирает раздельно и сдает на переработку.

16. Предусмотреть правовые основы формирования бытовой и технологической культуры, необходимые для создания системы стимулов и мотиваций для населения, для включения основ цивилизованного обращения с отходами в систему образования и просвещения, для организации системы поддержки соответствующих экологических инициатив.

17. Поощрять внедрение раздельного сбора в многоквартирных домах путем уменьшения платы за вывоз ТБО или путем возврата денежных средств, потраченных на вывоз ТБО, на проведение текущего ремонта дома.

18. Предусмотреть в законе «Об отходах производства и потребления» механизм отказа в согласовании территориальных схем по обращению с отходами.

19. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации комплекс мер, направленных на ограничение оборота на территории РФ одноразовой тары и упаковки, а также по регулированию сферы обращения с трудноперерабатываемыми композитными материалами (упаковка, состоящая из разнородных материалов).

20. Разработать и внести в Государственную Думу ФС Российской Федерации проект закона, направленного на вывод из обращения на территории Российской Федерации одноразовых пластиковых пакетов. Одновременно с этим инициировать в Комиссии ЕАЭС разработку соответствующего технического регламента. В проекте закона предусмотреть наличие следующих основных положений:

а) запрет на производство одноразовых пластиковых пакетов;

б) для многоразовых пакетов установить критерии их признания таковыми (например, проведение обязательной сертификации их возможного многократного использования не менее 125 раз);

в) ввести обязательную плату за распространение одноразовых пластиковых пакетов предприятиями розничной торговли;

г) ввести правило обязательности сбора пришедших в негодность полиэтиленовых пакетов в местах их реализации, с обязательной передачей на утилизацию и с предоставлением документов о факте утилизации;

д) установить предельный срок вступления закона в силу не более 3-х лет с момента принятия соответствующего закона.

21. Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, обязывающих импортеров и производителей товаров (в том числе упаковки) подавать отчеты о количестве товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в электронном виде с помощью программного обеспечения «Модуль природопользователя»; отчеты должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

22. Рассмотреть вопрос закрепления за региональным оператором обязанности по заключению субконтрактов на более половины объемов рынка с другими компаниями, что позволит предотвратить монополизм региональных операторов.

23. Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

1) запрет приема для захоронения на полигонах:

• жидких отходов;

• опасных отходов, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными или огнеопасными;

• инфицированных отходов от медицинских или ветеринарных учреждений;

2) запрет смешивания отходов в целях выполнения критериев приема;

3) регламентацию понятия «цикличные технологии»;

4) возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанностей по организации мероприятий, нацеленных на сокращение захоронения биологически разлагаемых отходов, включая меры по их утилизации: компостированию, производству биогаза и/или использованию в целях производства продукции.

24. Обеспечить внесение в законодательство изменений, согласно которым оценка и согласование территориальных схем обращения с отходами будет производиться органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в части обеспечения безопасности и достаточности размещения мест накопления отходов, а также соответствия объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов санитарно-эпидемиологическим требованиям.

25. В связи с отсутствием в настоящее время в законодательстве Российской Федерации понятия вторичных ресурсов, к продуктам, полученным в результате обработки отходов, применяются в полном объеме нормы законодательства об отходах, что препятствует их полноценному вовлечению в хозяйственный оборот. Для снятия данных ограничений в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами, целесообразно ввести понятие «вторичных материальных ресурсов».

26. Разработать и утвердить нормативно-правовые акты, вводящие преференции для товаров и услуг, полученных с использованием вторичных материальных ресурсов. В качестве такой поддержки можно рассмотреть формирование устойчивого спроса на продукцию, содержащую вторичные ресурсы, без применения механизма прямого субсидирования. В частности, возможно формирование устойчивого спроса на продукцию, изготовленную из вторичного сырья, посредством обеспечения приоритета для такой продукции за счет муниципальных и государственных заказов.

27. Разработать и внести в Государственную Думу РФ проект закона о введении залоговой стоимости тары и упаковки.

28. Обеспечить разработку и выполнение программ мероприятий, направленных на аккумулирование невостребованных продуктов питания, пригодных для употребления в пищу, и передачу их нуждающимся. Создать благоприятные условия для возникновения и функционирования продовольственных банков. Внести соответствующие поправки в нормативно-правовые акты о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу.

29. Установить предельный тариф на оказание коммунальный услуги по обращению с ТКО, позволяющий населению сокращать свои расходы на вывоз отходов в случае, если население отдает предпочтение раздельному сбору отходов, направляемых на утилизацию (вторичное использование).

От жителей Ногинского района и г.о. Электросталь:

30. Организовать систему постоянного экологического мониторинга (в т.ч. состояния почвы, воздуха, воды) в г. Электростали и на территории всего Ногинского района, предоставить населению круглосуточный доступ к результатам.

31. Провести независимую экологическую экспертизу по Ногинскому району и г.о. Электросталь для определения состояния и уровня загрязнения окружающей среды (как минимум состояния почвы, воздуха и воды).

32. Закрыть полигон «Тимохово», т.к. полигон не соответствует нормам безопасности, систематически нарушает правила хранения и утилизации отходов, загрязнил всю воду, почву и воздух. Наносит непоправимый вред здоровью людей, находится на опасно близком расстоянии от населенных пунктов и дачных хозяйств. Определить надлежащие меры по скорейшей рекультивации полигона и начать рекультивацию. Основательно подойти к выбору технологии рекультивации и подрядчиков.

33. Признать неблагоприятной экологическую обстановку в г.о. Электростали и Ногинском муниципальном районе, а следовательно, не подходящей для размещения мусоросжигательного завода, т.к. вода, почва и воздух в районе полигона ТБО «Тимохово» уже загрязнены и при размещении завода невозможно будет контролировать его деятельность на предмет загрязнения вредными выбросами почвы, воды и воздуха.

34. Основываясь на Федеральном законе №174 «Об экологической экспертизе» и п. 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, запретить строительство объектов I класса опасности на территории Ногинского района и городского округа Электросталь

35. Включить г.о. Электросталь и весь Ногинский район (а не только г. Ногинск) в пилотный проект по раздельному сбору отходов (РСО). Обеспечить легкий доступ населения к инфраструктуре РСО, особенно к инфраструктуре по сбору опасных отходов. Еженедельно публично отчитываться главам городского округа Электросталь и Ногинского района о результатах внедрения раздельного сбора.

36. Предусмотреть меры по информированию населения о пользе РСО, а также меры по мотивации населения к РСО (социальная реклама, печатные материалы, просветительские акции, наклейки на урнах, СМИ, размещение адресов существующих пунктов раздельного сбора отходов на сайтах профильных учреждений субъектов Российской Федерации в сети Интернет и прочее.

37. В каждом муниципальном образовании создать пункты приема стекла, пластика, макулатуры, в том числе книг, одежды, бытовой техники, старой мебели, с возможностью вторичной реализации товаров

Источник

Читайте также:

Шесть шагов для решения мусорной проблемы

Первоапрельские тезисы Дениса Мантурова: чем красивее обещают, тем хуже получится

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама