23:46
Москва
23 февраля ‘19, Суббота

МНЕНИЯ INFOX.RU

Вячеслав Шитов
Представитель инициативной группы "Стоп завод и полигон Тимохово" Ногинского района и городского округа Электросталь

Предложения дилетанта в области экологии по выходу из мусорного кризиса

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Ногинскому району досталось в этой сфере самое приятное — самая крупная в Европе тимоховская СВАЛКА, и это не опечатка — именно СВАЛКА, так как полигон — это инженерное сооружение.

Общая площадь земельного участка, на котором расположена свалка, составляет 114 га, а еще, друзья, для затравочки, чтоб жизнь малиной местным жителям не казалась: по плану Правительства Московской области здесь предусмотрено строительство мусоросжигательного завода.

Вы спросите: «Почему же ты, дилетант, лезешь в эту сферу…»

А я отвечу: «Мусор является частью моей жизни, мы все производим 400–500 кг мусора в год (по данным Гринпис за 2016 г.). Мусор везде — начиная от твоего кармана и заканчивая глубинами океана. Эта проблема касается каждого из нас. Строительство мусоросжигательных заводов, среди прочего, приведет к тому, что люди, проживающие в радиусе 24 км, будут страдать от недостатка кислорода, увеличится число онкозаболеваний, заболеваний дыхательных путей, различного рода аллергий. В общем, если не сейчас, то, как говорится, завтра будет поздно!».

Итак, давайте перейдем к моим предложениям, предложениям соратников из Ногинского района и городского округа Электросталь, к которым я добавил то, что можно найти в открытых источниках:

1. Приостановить проект «Чистая страна», так как проект не предлагает региональным органам власти выбрать альтернативные мусоросжиганию (термическому обезвреживанию) технологии. А выбор, как оказывается, есть: вторичная переработка, вторичное использование, компостирование, автоклавирование и проч.

Причем эти технологии — в отличие от мусоросжигания — не будут тормозить внедрение вторичной переработки и раздельного сбора отходов.

2. Ужесточить нормы ПДК вредных веществ.

3. Пересмотреть нормативно-правовые акты о размещении, хранении и утилизации отходов, чтобы максимально снизить негативное воздействие данных объектов на окружающую среду и здоровье человека с учетом текущей обстановки и современных технологий.

4. Увеличить санитарно-защитную зону для предприятий и полигонов по утилизации и обезвреживанию отходов до 25 км от земельных участков с постоянным или временным пребыванием людей.

5. Пересмотреть Территориальную схему по обращению с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области, чтобы она соответствовала приоритетам в обращении с отходами и содержала конкретные целевые показатели по годам, а именно:

5.1. Приоритет должен быть отдан максимальному использованию исходных сырья и материалов, предотвращению образования отходов, сокращению образования отходов и снижению класса опасности отходов в источниках их образования, переработке и раздельному сбору. Раздельный сбор необходимо осуществлять минимум по трем видам (не считая опасных отходов): «вторичное сырье», «органические отходы» и «неутилизируемые отходы», что позволит переориентировать уже созданные предприятия по сортировке и механобиологической переработке отходов на прием раздельно собранных отходов. Работа с единым потоком отходов превратится в схему параллельной обработки трех различных видов отходов с минимизацией соответствующих финансовых издержек, переработка смешанных отходов позволит сократить объемы отходов в 8 раз, в то время как переработка рассортированных в местах образования отходов — в 25 раз.

5.2. Должны быть четко отражены данные по развитию и наращиванию перерабатывающей отрасли.

6. Обеспечить включение в руководящие документы по обращению с отходами субъектов Российской Федерации целевых показателей по развитию раздельного сбора основных видов отходов (макулатура, полимеры, стеклотара, металлы), а именно:

- доля контейнерных площадок, охваченных инфраструктурой раздельного сбора отходов с круглосуточным доступом (в динамике по годам с перспективой охвата всех контейнерных площадок для сбора ТКО региона);

- виды раздельно собираемого вторсырья;

- количество вторсырья, отбираемого с помощью раздельного сбора отходов.

7. Там, где это возможно, заменить неперерабатываемые материалы на перерабатываемые (например, упаковку), включая НИОКР в сфере поиска новых легкоперерабатываемых материалов. В случае острой необходимости использования неперерабатываемых отходов возложить на изготовителя бремя их утилизации посредством введения повышенных ставок экологического сбора, а также возложения на изготовителя ответственности за конечную утилизацию материала.

8. Обеспечить легкий доступ населения к инфраструктуре по сбору вторсырья, особенно опасных отходов, установить в руководящих документах по обращению с отходами соответствующие целевые показатели по увеличению количества собираемого вторичного сырья в динамике по годам.

9. С учетом мнения населения и основываясь на санитарных нормах и правилах, размещать на территории Московской области предприятия по переработке, сортировке и досортировке мусора.

10. Провести оценку соответствия существующих полигонов современным требованиям экологической безопасности, в случае несоответствия полигоны закрыть и провести рекультивацию с применением новейших технологий. При необходимости открытия новых полигонов обеспечить применение на них новейших технологий.

11. Предусмотреть для полигонов, систематически нарушающих принятые нормативы, жесткую систему наказаний — от увеличения существующих штрафов до лишения лицензии с последующей передачей в управление другой, более ответственной компании. Обеспечить общественный контроль за работой полигонов и заводов по переработке отходов.

12. Создать механизмы для пресечения возникновения несанкционированных свалок, в том числе путем установления жесткого контроля за потоками отходов на территории конкретного муниципалитета.

13. Предусмотреть расширенную ответственность производителя (в целях перехода на перерабатываемые материалы). В частности, рассмотреть вопрос о повышении норматива утилизации продукции и упаковки, в результате утраты потребительских свойств которых образуются отходы, до уровня, стимулирующего их вовлечение во вторичный оборот.

14. При составлении территориальных схем обращения с отходами ориентироваться не только на логистику и экономическую целесообразность, но также на текущее состояние здоровья населения и экологическую обстановку с опубликованием оценки в публичном доступе.

15. Создать единый информационный портал для переработчиков вторсырья, где каждый желающий сможет ознакомиться с работой компании, что перерабатывается, в каком объеме, задать вопросы. Также разместить на данном ресурсе правила раздельного сбора, информационные и рекламные материалы, познавательные статьи и видеоматериалы. Чтобы каждый гражданин мог ознакомиться, что и как происходит с тем мусором, который он собирает раздельно и сдает на переработку.

16. Предусмотреть правовые основы формирования бытовой и технологической культуры, необходимые для создания системы стимулов и мотиваций для населения, для включения основ цивилизованного обращения с отходами в систему образования и просвещения, для организации системы поддержки соответствующих экологических инициатив.

17. Поощрять внедрение раздельного сбора в многоквартирных домах путем уменьшения платы за вывоз ТБО или путем возврата денежных средств, потраченных на вывоз ТБО, на проведение текущего ремонта дома.

18. Предусмотреть в законе «Об отходах производства и потребления» механизм отказа в согласовании территориальных схем по обращению с отходами.

19. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации комплекс мер, направленных на ограничение оборота на территории РФ одноразовой тары и упаковки, а также по регулированию сферы обращения с трудноперерабатываемыми композитными материалами (упаковка, состоящая из разнородных материалов).

20. Разработать и внести в Государственную Думу ФС Российской Федерации проект закона, направленного на вывод из обращения на территории Российской Федерации одноразовых пластиковых пакетов. Одновременно с этим инициировать в Комиссии ЕАЭС разработку соответствующего технического регламента. В проекте закона предусмотреть наличие следующих основных положений:

а) запрет на производство одноразовых пластиковых пакетов;

б) для многоразовых пакетов установить критерии их признания таковыми (например, проведение обязательной сертификации их возможного многократного использования не менее 125 раз);

в) ввести обязательную плату за распространение одноразовых пластиковых пакетов предприятиями розничной торговли;

г) ввести правило обязательности сбора пришедших в негодность полиэтиленовых пакетов в местах их реализации, с обязательной передачей на утилизацию и с предоставлением документов о факте утилизации;

д) установить предельный срок вступления закона в силу не более 3-х лет с момента принятия соответствующего закона.

21. Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, обязывающих импортеров и производителей товаров (в том числе упаковки) подавать отчеты о количестве товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в электронном виде с помощью программного обеспечения «Модуль природопользователя»; отчеты должны быть подписаны электронной цифровой подписью.

22. Рассмотреть вопрос закрепления за региональным оператором обязанности по заключению субконтрактов на более половины объемов рынка с другими компаниями, что позволит предотвратить монополизм региональных операторов.

23. Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих:

1) запрет приема для захоронения на полигонах:

• жидких отходов;

• опасных отходов, которые в условиях полигона являются взрывчатыми, коррозийными, окисляемыми, высокоогнеопасными или огнеопасными;

• инфицированных отходов от медицинских или ветеринарных учреждений;

2) запрет смешивания отходов в целях выполнения критериев приема;

3) регламентацию понятия «цикличные технологии»;

4) возложение на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанностей по организации мероприятий, нацеленных на сокращение захоронения биологически разлагаемых отходов, включая меры по их утилизации: компостированию, производству биогаза и/или использованию в целях производства продукции.

24. Обеспечить внесение в законодательство изменений, согласно которым оценка и согласование территориальных схем обращения с отходами будет производиться органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) в части обеспечения безопасности и достаточности размещения мест накопления отходов, а также соответствия объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов санитарно-эпидемиологическим требованиям.

25. В связи с отсутствием в настоящее время в законодательстве Российской Федерации понятия вторичных ресурсов, к продуктам, полученным в результате обработки отходов, применяются в полном объеме нормы законодательства об отходах, что препятствует их полноценному вовлечению в хозяйственный оборот. Для снятия данных ограничений в законодательство, регулирующее сферу обращения с отходами, целесообразно ввести понятие «вторичных материальных ресурсов».

26. Разработать и утвердить нормативно-правовые акты, вводящие преференции для товаров и услуг, полученных с использованием вторичных материальных ресурсов. В качестве такой поддержки можно рассмотреть формирование устойчивого спроса на продукцию, содержащую вторичные ресурсы, без применения механизма прямого субсидирования. В частности, возможно формирование устойчивого спроса на продукцию, изготовленную из вторичного сырья, посредством обеспечения приоритета для такой продукции за счет муниципальных и государственных заказов.

27. Разработать и внести в Государственную Думу РФ проект закона о введении залоговой стоимости тары и упаковки.

28. Обеспечить разработку и выполнение программ мероприятий, направленных на аккумулирование невостребованных продуктов питания, пригодных для употребления в пищу, и передачу их нуждающимся. Создать благоприятные условия для возникновения и функционирования продовольственных банков. Внести соответствующие поправки в нормативно-правовые акты о запрете на захоронение и уничтожение продуктов питания, пригодных для употребления в пищу.

29. Установить предельный тариф на оказание коммунальный услуги по обращению с ТКО, позволяющий населению сокращать свои расходы на вывоз отходов в случае, если население отдает предпочтение раздельному сбору отходов, направляемых на утилизацию (вторичное использование).

От жителей Ногинского района и г.о. Электросталь:

30. Организовать систему постоянного экологического мониторинга (в т.ч. состояния почвы, воздуха, воды) в г. Электростали и на территории всего Ногинского района, предоставить населению круглосуточный доступ к результатам.

31. Провести независимую экологическую экспертизу по Ногинскому району и г.о. Электросталь для определения состояния и уровня загрязнения окружающей среды (как минимум состояния почвы, воздуха и воды).

32. Закрыть полигон «Тимохово», т.к. полигон не соответствует нормам безопасности, систематически нарушает правила хранения и утилизации отходов, загрязнил всю воду, почву и воздух. Наносит непоправимый вред здоровью людей, находится на опасно близком расстоянии от населенных пунктов и дачных хозяйств. Определить надлежащие меры по скорейшей рекультивации полигона и начать рекультивацию. Основательно подойти к выбору технологии рекультивации и подрядчиков.

33. Признать неблагоприятной экологическую обстановку в г.о. Электростали и Ногинском муниципальном районе, а следовательно, не подходящей для размещения мусоросжигательного завода, т.к. вода, почва и воздух в районе полигона ТБО «Тимохово» уже загрязнены и при размещении завода невозможно будет контролировать его деятельность на предмет загрязнения вредными выбросами почвы, воды и воздуха.

34. Основываясь на Федеральном законе №174 «Об экологической экспертизе» и п. 3.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, запретить строительство объектов I класса опасности на территории Ногинского района и городского округа Электросталь

35. Включить г.о. Электросталь и весь Ногинский район (а не только г. Ногинск) в пилотный проект по раздельному сбору отходов (РСО). Обеспечить легкий доступ населения к инфраструктуре РСО, особенно к инфраструктуре по сбору опасных отходов. Еженедельно публично отчитываться главам городского округа Электросталь и Ногинского района о результатах внедрения раздельного сбора.

36. Предусмотреть меры по информированию населения о пользе РСО, а также меры по мотивации населения к РСО (социальная реклама, печатные материалы, просветительские акции, наклейки на урнах, СМИ, размещение адресов существующих пунктов раздельного сбора отходов на сайтах профильных учреждений субъектов Российской Федерации в сети Интернет и прочее.

37. В каждом муниципальном образовании создать пункты приема стекла, пластика, макулатуры, в том числе книг, одежды, бытовой техники, старой мебели, с возможностью вторичной реализации товаров

Источник

Читайте также:

Шесть шагов для решения мусорной проблемы

Первоапрельские тезисы Дениса Мантурова: чем красивее обещают, тем хуже получится

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Реклама

Мы рекомендуем
23.02.2019, 22:32
Отбор участников на конкурс «Евровидение» от Украины больше походил на инструктаж редких советских счастливчиков, которым все-таки удалось убедить партком отправить их заграницу. Это при том, что у большинства конкурсантов перед независимой Украиной больше грехов, чем заслуг.
23.02.2019, 21:04
Ситуация в Венесуэле пошла по непредсказуемому сценарию. Гуманитарная помощь со стороны США, появление которой крайне опасается законно выбранный президент страны Николас Мадуро, кажется, начала прорываться на территорию страны. По другой версии, грузовики доехали всего до военнослужащих и были развернуты обратно.
Реклама