Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:09
Москва
25 сентября ‘20, Пятница

Мнения и аналитика INFOX.RU

Алена Август
Бизнес-тренер, политтехнолог, журналист

Третий Международный фестиваль бесконечного МакДонаха

Опубликовано
Текст:
Фото: Третий Международный театральный Фестиваль Мартина МакДонаха
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Раз в два года друзья знают, где меня искать – в Перми. Или в Ирландии, но в Перми. Или в Перми, но внутри себя самой. Просто по-другому с МакДонахом не получается.

Именно в Перми раз в два года на первой неделе октября проходит замечательный и уникальный – единственный в мире! – фестиваль драматургии Мартина нашего МакДонаха. Нашего – потому что «новый Чехов» нашего времени, успевая снять знаменитые «Залечь на дно в Брюгге» и «Три биллборда», не менее, если не более, прекрасно пишет. Нашего, потому что даже посол Ирландии в России Эдриан МакДейд был удивлен тому, что столь масштабный фестиваль Мартина МакДонаха, прославившего небольшую Ирландию, проводится в огромной России. Но – обещал приехать в 2018-м.

И только в промозглой Перми в октябре 2018-го – надо же, даже с ирландской погодой подгадали – можно было за семь дней яркой недели МакДонаха увидеть все восемь прекрасных, глубоких и бьющих-в-лицо пьес в самых разнообразных трактовках.

География участников – от Ирана до Казахстана, от Венгрии до Чехии: 10 стран, 25 спектаклей, все 8 пьес. И бесконечность внутри. А термин «бьющий-в-лицо» я бы переформулировала как «бьющий-в-сердце», настолько глубоко истории макдонаховских героев проникают в человека. Казалось бы – ирландские деревушки в одну улицу, где все и все про всех знают и живут в горе друг друга как в монотонной песне скрипучего колеса судьбы; или лондонский паб, где раскручивается история бывшего палача, и в итоге ты оказываешься перед вопросом, а кто тут палач – профи с дипломом или каждый, кто решил внутри себя стать палачом; или странный отель с портье и безруким скитальцем, где герои словно соревнуются, кто более потерялся в своей жизни; или мрачная история «Человека-подушки», в которой все неразделенные детские страхи становятся явью. Что в них общего? Что в нас общего?

Много ругани. Много драк. «Королева красоты» (ее привезли театры из Казахстана, Стерлитамака и Сыктывкара): дочь убивает мать. Самая популярная пьеса фестиваля «Сиротливый Запад» – семь версий от театров из Венгрии, Ирана, России, Молдовы, Грузии, Боснии и Герцеговины: сын убивает отца, священник по собственной воле уходит из жизни. Получившие гран-при «Палачи» (знаменитый «Чиногерни клуб», Прага): люди убивают человека. Ни на что не похожая «Подушка», показанная театром из Румынии: брат убивает брата, служители закона убивают невиновного. Мрачный и комичный «Безрукий из Спокэна» в трактовке чешского театра «Чиногерни клуб», труппы из Македонии и хозяев фестиваля (театр «У Моста»): в финале скиталец пытается убить себя. Нежный и горький «Калека с Инишмана» (театры из Йошкар-Олы и Перми), чья жизнь начинается со смерти родителей, и кто сам пытается уйти во мрак. «Череп из Коннемары», где живой существует в неразрывном союзе с мертвой, а действие происходит буквально среди кладбищенских костей (показан театром «У Моста», театром Армена Джигарханяна и чешским Малым театром из Праги). «Лейтенант из Инишмора», где крови больше чем слез, но смех слышен каждую минуту.

Сиротливый запад, Иран

Сиротливый запад, Иран

Сиротливый Запад, Венгрия

Но не о смерти и жестокости говорит МакДонах. В этом мраке и печали через смех и страх, через слезы и переживания он пытается отыскать тот островок внутри человека, где в душе каждого живет любовь и солнце. Ведь и все эти убийства – от любви. Любви к себе, к своей несостоявшейся судьбе, к другому, самому близкому, кому ты никак не можешь сказать о своих чувствах. Он реально стучит в сердце, которое пытается разбудить.

И ведь не поспоришь: неважно, где географически происходит действие пьес МакДонаха. Центр этой географии – сердце. Место действия – человек. Таких историй мы немало видим вокруг. Дети, не желающие говорить с родителями и видеть их, но вынужденные жить вместе. Люди, не умеющие себе представить, как сказать о том, что любишь. Самые близкие, любящие и ненавидящие. Наверно, потому и появляются эти тумаки и грубости, что выразить невозможно то, что чувствуешь. А чувства не могут пробиться через толстую шкуру, которую нарастил, чтобы не было больно – от обид, непонимания, нелюбви. Думаете, это только на сцене? Ну да, откуда тогда у нас «стрелки» и «пропавшие без вести»? Все – рядом.

И спасибо МакДонаху за то, что заставляет думать и плакать об этом. Спасибо режиссеру Сергею Федотову, открывшему МакДонаха для российской сцены, за то, что так тонко чувствует его и дает чувствовать другим. В живом театре. Театре «У Моста». Потому что если болит душа и сердце – значит, живы. Значит, люди. И надежда есть стать Человеками.

А через два года, надеюсь, снова будет октябрь, и он снова будет в Перми. И снова – МакДонах в сердце. Ибо с каждой новой рассказанной на разных языках мира историей есть шанс лучше узнать себя. Настоящего.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Последние мнения
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Виктор Яковлевич Деренковский
Владимир Валерьевич Чернигов
Виктор Яковлевич Деренковский
Реклама