Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

08:53
Москва
19 марта ‘24, Вторник

Деградация идеи: правила против телемедицины

Опубликовано


Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Деградация идеи: правила против телемедицины

Добрый день! Меня зовут Наталья Самойлова, мы продолжаем цикл интервью о телемедицине, и сегодня у нас в гостях Вячеслав Вячеславович Бабин, медицинский директор, практикующий врач-терапевт клиники «Рассвет».

Мы сегодня будем говорить о ситуации в здравоохранении в целом и, в частности, о телемедицине. 

Первый вопрос я задам про вашу должность, потому что ее название достаточно необычно звучит. Что такое медицинский директор? 

Медицинский директор – это один из руководителей клиники, который занимается развитием медицинских услуг и руководит медицинской помощью в конкретной клинике.  В государственной клинике похожая должность  - это начмед, но в коммерческой клинике медицинский директор контролирует еще и коммерческую составляющую работы. 

То есть это тот человек, который ставит KPI перед врачами?

В нашей клинике никакого KPI нет, это нонсенс. В медицине оценивать эффективность и успешность работы врача только с позиции коммерческой выгоды – это, конечно, моветон, но во многих клиниках России, коммерческих и даже бюджетных, уж что греха таить, есть понятие  KPI для врачей. Его активно сейчас насаждают, в том числе и в государственных учреждениях при оказании медицинской помощи по ОМС. А как его можно посчитать? 

Достижение высоких показателей KPI – это либо экономия на медицинских услугах, то есть на качестве, либо избыточные исследования, манипуляции и даже операции. Практика, когда делается исследование только для того, чтобы заработать, даже в государственных учреждениях – норма.  Есть МЭСы, которые хорошо оплачиваются, есть МЭСы, которые плохо оплачиваются, и естественно, все это просчитывается, вводится «насильно» дополнительный план врачу. Вы мало назначаете физиотерапию, вы мало назначаете массаж, вы вот это зря назначили, КТ - это дорогой метод исследования… И так далее. 

Как вы планируете свою коммерческую деятельность? 

Наш стиль управления называется «информационный». Главная роль отводится  коллективному мышлению, определению направления развития и потребностей рынка. Такая модель управления подразумевает очень быстрое развитие и изменение внутренних процессов клиники, в зависимости от того, что требует рынок и от того, что требуется пациентам.

То, что Вы говорите, плохо вписывается в мое понимание той политики, которая Минздравом проецируется на всю систему медицинской помощи в России.  

Модель Минздрава близка к авторитарной. Строго регламентированные приказы, которые спускаются сверху, и они обязательны для выполнения. Свободы там нет, и, соответственно, возможности развития, по большому счету, тоже. 

На западе тоже все регламентируется, но у них регламент составляют профессиональные сообщества. У нас составляет Минздрав. За границей профессиональное сообщество решает, в каком направлении развиваться клинике, в каком направлении идти, какие методы должны применяться на каждом этапе оказания медицинской помощи. 

То есть телемедицина, отрасль, которая должна быстро развиваться, тоже попала в жернова зарегулированности? 

Телемедицина могла стать серьезным импульсом для развития технологий оказания медицинской помощи в России, как это идет во всём мире. Но у нас телемедицину воткнули в существующий порядок, причем настолько жестко, что получается, мы сами себе за счет этого закона обрезали будущее.

Многие «игроки» рынка медицинских услуг просто не будут работать в таких условиях, они чудовищные. Но уже сейчас существует огромный рынок телемедицинских услуг. Он неофициальный, он бесплатный. Зачастую врачи дают советы пациентам по незащищенным каналам связи - и это выбор пациента. Он имеет на это право. Так же как он имеет право выбрать лечебное учреждение, врача и так далее. Он хочет защищенный канал – он идет на Госуслуги. Ему нужна скорость и свобода выбора – он обращается к врачу так, как ему удобно. 

Еще один очень важный аспект - обрезается потенциальная возможность оказывать коммерческие телемедицинские услуги иностранным гражданам. Заявленная цель экспорта медицинских услуг в условиях такого порядка никогда работать не будет. Например, в нашу клинику обращается очень много пациентов из ближнего и дальнего зарубежья. В соответствии с действующим законом и порядком оказания медицинской помощи, они оказываются «за бортом» телемедицины.

Правильно ли я понимаю, что в этой ситуации врачи поставлены в положение людей, нарушающих закон? 

Мы будем надеяться, что врачи не будут нарушать закон, но пациенты, на самом деле, не спрашивают мнения врача. Они выбирают форму общения и канал связи, удобные для них.

Правильно я понимаю, что в такой ситуации у нас будут два параллельных мира:  Госуслуги и    свободный рынок?

Да. Пациенты уже попробовали, как это – отправить   анализы по почте, через  Viber или по Skype.  Когда каждый смартфон обладает возможностью передачи информации на расстоянии, и это неимоверно удобно пациенту –никто не пойдет на сайт Госуслуг для того, чтобы отправить  те же самые данные.  

Современное состояние нашего рынка медицинской помощи с помощью узаконенной телемедицины удобно только государственным учреждениям в системе «врач врачу». 

Государству важна статистика, чтобы понимать происходящее, отсюда и попытка создания единой системы контроля.

Статистика всё равно так или иначе привязана к уже имеющимся диагнозам, МКБ 10, существующим МЭСам. Попытка с помощью телемедицины ее стандартизировать провалится. 

Будет какой-нибудь план. Введут стандарты оказания медицинской помощи под конкретные диагнозы. В результате получится совершенно искаженная картина, которую кто-то себе в Минздраве придумал. Она не будет отражать реальную ситуацию. Со статистикой и сейчас все очень плохо, а будет еще хуже. 

Скажите, пожалуйста, как вы думаете, где будет основной конфликт между интересами пациента, врача и государства? 

Конфликт в подобной ситуации всегда происходит на уровне взаимодействия врача и пациента. На врача будет сверху давить план, и врач будет жестко  ограничен стандартами. Телемедицина будет неудобна для врача, неудобна для пациента, зато будет генерировать нужную кому-то сверху  статистику. В этих условиях ни результата, ни качества не будет. 

Проиграет пациент? 

Все проиграют - врачи,  пациенты, государство, причем последнее потому, что статистика и результаты будут иллюзорные. Когда жестко прописываются правила, и профессиональное сообщество не принимает в этом участия – всё, это абсолютный тупик! И мы в нем окажемся через год-два после запуска.

Читайте также: 

Вячеслав Бабин. Биография

Илья Фоминцев: «Злокачественные изменения в медицине — только «зло» в этом слове перечеркнуто»

Михаил Югай: «Стремительно устаревает концепция, когда врач должен находиться в больнице»

Телемедицина: сейчас — инструмент, в будущем — индустрия

Джассер Дорошенко: 20% населения просто вымрет, оставшись без медицинской помощи

Вадим Даминов: Цифровизация медицины — в руках профессиональных сообществ

Доктор Румянцев: цифровизация медицины — это неизбежность для врачей и пациентов

Антон Владзимирский "Телемедицина поможет решить проблему дефицита кадров"

Ильдар Хайруллин: Нельзя оцифровывать беспорядок

Реклама

Мы рекомендуем
Президент России Владимир Путин объявил о создании нового маршрута, который послужит альтернативой Крымскому мосту.
18.03.2024, 22:36
В Амурской области случилось обрушение пород в шахте комбината "Пионер", в результате чего, по предварительным данным, под завалами могут находиться 13-15 рабочих.
18.03.2024, 22:18
Реклама