Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:56
Москва
27 апреля ‘24, Суббота

Николай Губенко. Актер и депутат

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Николай Губенко пришел в политику еще во времена СССР и, в отличие от многих, никогда не менял своих взглядов.

В Мосгордуму последний министр культуры СССР пришел в 2005 году, успев до этого поработать и в федеральном парламенте. Он представляет КПРФ.

Родился в катакомбах

Николай был младшим ребенком в большой семье, которую разрушила война. Родители скорее всего рассчитывали, что малыш появится на свет в мирной стране, но Николай родился 17 августа 1941 года в одесских катакомбах – там его мать с детьми, как и другие жители города, пряталась от бомбежек. Отец, бортмеханик тяжелого самолета ТБ-3, уже сражался на фронте.

Губенко-старший погиб в 1942 году в небе над Луганском. А когда Коле было 11 месяцев, он потерял мать. Она отказалась сотрудничать с оккупантами и оказалась в румынских застенках. Ее повесили.

Осиротевшего Колю и его старших сестер и брата взяли к себе бабушка с дедушкой. Однако прокормить пятерых детей было не просто даже в более благополучные времена, а в голодные послевоенные годы задача оказалась непосильной. Николай оказался в детдоме.

Мальчик твердо знал, что его мать мертва, но в гибель отца не верил, надеялся, что тот попал в плен. Однако в 16 лет понял – чуда не случится, отец никогда не вернется домой.

250 гавриков в строю

Годы в детдоме Николай Николаевич вспоминает без горечи. Тогда сиротство не было чем-то необычным. Погибших родителей детям старались заменить воспитатели и педагоги. Не смущал и суровый, почти армейский быт.

С третьего класса мальчики изучали винтовку Мосина, учились обращаться с автоматами и пулеметами. А еще зубрили английский язык, вплоть до того, что в старших классах часть предметов преподавали на нем.

«Главным  было товарищество, братство, это был такой мужской монастырь, 250 гавриков, ходящих в строю, в полувоенной форме», - рассказывал Губенко.

Николай мог бы стать военным переводчиком – более чем престижная в то время профессия. Однако Военный институт иностранных языков упразднили, да и не похоже, чтобы юношу слишком уж привлекала эта карьера. Он мечтал о театре.

Юноша из провинции

Впервые мальчик вышел на театральные подмостки еще в старших классах школы. Он учился в театральной студии при Доме актера в Одессе. И после школы поступил в Одесский театр юного зрителя. Не актером, рабочим сцены. Потом начал выступать в эпизодических ролях. И наконец решил получить профессиональное образование, и не где-нибудь, а во ВГИКе.

Конкурс в ведущие театральные вузы страны всегда был необычайно высок. Но о каких-то трудностях при поступлении Николай Николаевич не вспоминает. Он стал студентом курса Сергей Герасимова и Тамары Макаровой.

Самого себя в тот период Губенко оценивает без всякого снисхождения. В его описании в Москву приехал юноша из провинции, который не только был не слишком воспитанный, не очень образованный и дурно одет, но и разговаривал с одесским блатным акцентом и «встретился с тем, кто на всю жизнь заложил во мне и во всех нас любовь к языку, к литературе, к музыке, к культуре, к искусству», рассказывает актер.

Кино и цирк

Этот курс называли звездным – вместе с Губенко учились Галина Польских, Лариса Лужина, Сергей Никоненко, Лидия Федосеева-Шукшина, Евгений Жариков. На их фоне Губенко отнюдь не потерялся, скорее наоборот. На экзамене еще не закончившего учебу студента заметил режиссер Марлен Хуциев – и пригласил в свой фильм, «Застава Ильича».

Судьба у картины оказалась не простой – в оригинальном варианте лента вызвала резкую критику со стороны всесильных партийных руководителей, и ее пришлось переделать. Фильм вышел на экраны в 1965 году под другим названием – «Мне двадцать лет», а авторский вариант зрители увидели только в 1988 году.

Однако для студента, еще даже не закончившего вуз, одна из главных ролей в картине была безусловной удачей, не говоря уже о гонораре – 250 рублей. Подумав, Губенко решил потратить деньги на учебу и обратился к преподавателям циркового училища. Он освоил азы акробатики, жонглирования и хождения по проволоке.

Начал с роли Гитлера

Одна из студенческих ролей Губенко стала для него судьбоносной. Режиссер Юрий Любимов увидел начинающего актера в спектакле «Карьера Артуро Уи» по пьесе Бертольда Брехта. Губенко сыграл там Гитлера и впечатлил мастера настолько, что судьба студента была определена. После выпуска в 1964 году он оказался в театре на Таганке. С Высоцким, который пришел в театр немного позже, они благополучно поделили репертуар.

Первый «таганский» период в его жизни длился недолго – Губенко театру предпочел кино и уже через четыре года вернулся во ВГИК – опять студентом, но теперь уже режиссерского факультета. Он успешно снимался как актер и выступал в роли режиссера. За первую же серьезную режиссерскую работу, фильм «Пришел солдат с фронта», Губенко получил премию Ленинского комсомола и госпремию РСФСР имени братьев Васильевых.

Вернул Любимова на родину

Тем временем конфликт режиссера Юрия Любимова с советскими властями дошел до точки кипения: в 1984 году его буквально вышвырнули из СССР, лишив советского гражданства, пока он находился в Лондоне. Театр на Таганке возглавил Анатолий Эфрос, а после его смерти в 1987 году на должность позвали Николая Губенко. И он согласился.

Именно Губенко начал хлопотать о возвращении режиссера на родину – благо, в стране как раз началась перестройка. На это ушло два года, после чего Губенко честно вручил Любимову его театр – и остался там простым актером.

Тогда никто не мог предположить, что уже в 1992 году между бывшим и настоящим директором Театра на Таганке вспыхнет конфликт, и труппа в итоге будет расколота. Часть актеров ушла вместе с Губенко и образовала новый театр со сходным названием – Содружество актеров Таганки. Они получили новое здание, и до ухода Любимова с поста директора между двумя коллективами фактически шла холодная война.  

Против потока

В те же годы Губенко принял решение, которое шло вразрез с основным руслом течения и политики, и дум и устремлений творческой интеллигентности. В 1987 году он вступил в коммунистическую партию – и уже не отказывался от своих взглядов. Более того – в 1989 году популярный актер и режиссер занял кресло министра культуры СССР. Он оказался последним человеком, занимавшим этот пост, и ушел вместе с упразднением ведомства.

Однако от занятий политикой Губенко не отказался. В 1995 году он пришел в Госдуму, представляя наследницу КПСС – Коммунистическую партию Российской Федерации. Он проработал там два срока, до 2003 года. Потом два года был в Совете при президенте по культуре и искусству, а в 2005 впервые был избран депутатом Мосгордумы. Спустя четыре года он стал заместителем председателя московского парламента, этот пост он занимает до сих пор.

Не подчинился партийной дисциплине

В 2002 году фракция КПРФ в федеральном парламенте вступила в конфликт с фракцией движения «Единства». Было принято решение освободить все руководящие посты, однако трое из представителей КПРФ отказались подчиниться этому решению. Это были спикер Государственной думы  Геннадий Селезнев, глава комитета по делам женщин, семьи и молодёжи Светлана Горячева и Николай Губенко, занимавший пост руководителя комитета по культуре.

И тогда всех троих за неподчинение партийной дисциплине исключили из партии. Селезнев и Горячева ушли в другие партии, а вот Губенко в КПРФ восстановился. И то сказать, от того, что известного актера и режиссера исключили, коммунисты проиграли гораздо больше, чем их мятежный однопартиец.

Как-то его спросили о ностальгии по СССР. Он возразил – дело не в ностальгии, а в том, что стране требуется «реанимация исторической памяти» и солидарность и объединение народа.

Актерская семья

С будущей женой Николай Губенко познакомился еще во ВГИКе. Сначала отношения были скорее враждебными. Никого это не удивляло – Губенко был типичной одесской шпаной, «казалось, вот-вот ножик из-за пазухи достанет», вспоминал потом один из однокурсников.

Красавица Жанна, дочь дипломата, напротив, держалась особняком, «такая вся чистая, такая «рафинадная», с огромными глазами. В нее было влюблено пол-института. За будущей актрисой ухаживал и Булат Окуджава. Роль в фильме «Дом, в котором я живу» принесла ей славу.

Тем не менее Жанна обратила внимание на Колю, они даже стали встречаться. Однако Губенко был ревнив, и Жанне это не нравилось. Пара рассталась.

В жизни Жанны появился Николай Двигубский, кузен Марины Влади. Эмигрант из Франции, переехавший с родителями в СССР, был человеком по меньшей мере необычным, но сохранить отношения это не помогло. Брак распался.

К тому времени Николай Губенко очень изменился. Он стал большим артистом, ведущим актером театра на Таганке, встречался с актрисой Инной Ульяновой. Но в итоге вернулся к Жанне. Или она к нему.

Супруги уже отпраздновали золотой юбилей.

Аналитики Сбера представили портрет жителя Кубани
Реклама