Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

01:49
Москва
29 марта ‘24, Пятница

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

Возвращение «Бурана»: зачем Россия реанимирует легендарный проект

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

В свое время уникальный челнок являлся неким противовесом Западу в борьбе за освоение космоса. Сегодня РФ вновь возвращается к советским технологиям.

Когда «Роскосмос» объявил о том, что выделяет почти 240 миллиардов рублей на проработку создания проекта космического комплекса с многоразовым многофункциональным крылатым кораблём, мнения специалистов разделились.

Одни считают, что эти  деньги будут выброшены на ветер, другие уверены, что у этого проекта большое будущее.

Скептики напоминают о том, что некогда расхваленная программа «Энергия-Буран» была закрыта сразу после двух удачных запусков. И, скорее всего, потому, что создавалась наспех – просто как советский ответ американскому «Шаттлу».

Но, надо сказать, ответ оказался достойным. Осознав, что русские тоже кое-что могут, Вашингтон отказался от программы под названием "Стратегическая оборонная инициатива", которая предусматривала постепенную «американизацию» космоса.

После этого необходимость в «Буране» отпала. Потом были лихие девяностые, когда стране было не до космических разработок. А потом про это и вовсе забыли. Так казалось обществу. И оно в этом плане ошибалось.

Примерно лет десять тому назад из секретных лабораторий США произошла утечка, благодаря которой весь мир узнал о том, что Америка активно занимается темой многоразовых орбитальных кораблей.

Американский Х-37, построенный компанией Boeing, запускали в космос шесть раз, а суммарно корабль провел на орбите больше двух лет. При этом цели и задачи машины, способной самостоятельно возвращаться на Землю после выполенный миссии на орбите, хранятся в строжайшей тайне

А еще до конца года должен полететь и другой американский корабль - Dream Chaser. По мнению российских специалистов, американцы создают свои орбитальные самолеты для экономии средств. Дело в том, что космические аппараты становятся все объемней и дороже. К тому же самолеты показали, что их главный «конек» - стабильность в работе.

Поэтому Х-37 и Dream Chaser создавались и создаются для инспекции своей орбитальной группировки и наблюдения за спутниками вероятного противника. В этом смысле американцы развили историю со своим «Шаттлом» до современных требований.

Теперь и наш «Роскосмос» решил заглянуть в прошлое и попытаться взять оттуда все самое лучшее. Ведь, как и на Земле, в космосе, судя по всему, также ожидается новый виток «холодной войны» и «гонки вооружений».

Идея «Роскосмоса», в общем-то, благая. Но далеко не все ее в РФ поддерживают. Ряд экспертов считает, что для вывода многоразовых орбитальных кораблей сначала нужно построить многоразовые, надежные и относительно недорогие ракеты. А уж потом выходить на более значительные проекты.

И резон в такой позиции есть. Дело в том, что на сегодняшний день наша ст рана не только не имеет в наличии ни одной многоразовой ракеты, но даже перспектива их постройки, мягко говоря, находится в тумане.

Есть, конечно, проект «Крыло-СВ», которому пророчат место на стартовых столах космодромов Восточный, Байконур и Морской Старт. Но здесь пока тоже гладко больше на бумаге, чем в реальности.

Но ведь с другой стороны, если совсем ничего не делать,так ничего и не получится. А изучение многоразовых проектов – это уже какой-то шажок вперед. Правда, шажок не из дешевых. Когда-то СССР для создания ракеты «Энергия» привлекал тысячи специалистов, и тратил на это сотни миллионов советских рублей.

По нынешнем временам запуск подобного проекта обойдется бюджету страны примерно в двести миллионов долларов. Едва ли правительство согласится выделить такие деньги  в нынешнее кризисное время

При этом альтернативы для вывода 100-тонного орбитального корабля на орбиту нет. Полезная нагрузка самой производительной ракеты («Ангара А5») - всего 26 тонн. Для перезапуска «Бурана» нужна ракета, втрое превосходящая ныне существующую.

Много говорилось о производстве новой ракеты «Амур-СПГ», но и у нее есть свой «потолок». Возможно, с ее помощью Россия сможет посостязаться с «игрушками» Илона Маска, но противопоставить что-то Америке в космосе, это едва ли. Для серьезных проектов нужна серьезная ракета.

Сдвинуть дело с мертвой точки  могла бы тяжелая или сверхтяжелая «Ангара», разгонять которую на первом этапе пуска будут многоразовые ускорители «Байкал». Но, видимо, специалисты сомневаются и в ее возможностях, ибо, ходят разговоры, что вскоре появится еще один аванпроект по созданию сверхтяжелой ракеты на базе модулей, которые используются для проектирования вышеупомянутого «Амура».

Но вот что любопытно. Есть мнение, что в российских космических «кулуарах» пока нет четкого понимания, какие задачи будут поставлены «Бурану» или же другому ракетоплану «Спираль».  Точно также было, кстати, и в советское время, когда «Буран» создавали только лишь потому, что у США было нечто подобное.

В любом случае, в «Роскосмосе» готовы всерьез взяться за дело. Анализ и проработка будущего проекта будет идти ближайшие два года. Примерно к сентябрю 2022 года станет более-менее ясно, сможет ли Россия в обозримом будущем создать свой многоразовый корабль, и кто и куда на нем будет летать. И главное - с какими целями, военными или сугубо мирными. Так что, время покажет, есть ли шанс у «Бурана» на вторую жизнь. Или все-таки ему место в музее...

Как преодолеть склонность к страданиям
Реклама