Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:37
Москва
17 мая ‘24, Пятница

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

INFOX Биографии
Люди, которые делают Историю. Люди, которых все обсуждают. Люди, которых считают примером. Здесь вы найдете их биографии, краткие и полные.

Биография Петра Мамонова: группа «Звуки Му», роль Ивана Грозного и смерть от коронавируса

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Петр Мамонов. Биография: группа «Звуки Му», «Такси-блюз», «Остров», «Царь» и другие фильмы, «Золотой орел» и «Ника», смерть от коронавируса.

Краткая справка

Петр Николаевич Мамонов (Petr Mamonov). Дата рождения – 14 апреля 1951 года. Место рождения – Москва, РСФСР, СССР. Дата смерти – 15 июля 2021 года. Место смерти – Москва, Россия.

Детские и ранние годы

Будущий музыкант и киноактер появился на свет в семье специалиста по доменным печам и переводчицы со скандинавских языков. У Петра есть единоутробный старший брат Олег, который стал биологом-охотоведом.

В школьные годы Петя, живший на Большом Каретном, 17, зарекомендовал себя хулиганом. Дважды его отчисляли из учебных заведений, один раз – за то, что он устроил взрыв рядом с кабинетом химии. В старших классах он заинтересовался музыкой и сколотил с друзьями ансамбль, исполнявший искаженные хиты Beatles, Rolling Stones и Led Zeppelin.

В подростковом возрасте Петр сдружился с Александром Липницким, будущим участником группы «Звуки Му». Отчим Саши – переводчик Виктор Суходрев – работал с сами Леонидом Ильичом Брежневым, ездил за границу и возил в СССР редкие записи. Но если Липницкий любил Beatles, то Мамонову более по душе были чернокожие джазмены – Майлз Дэвис, Чабби Чекер, Рэй Чарльз, Айк Тернер и его жена Анна (более известная как Тина Тернер).

В молодости жизнь будущего лидера «Звуков Му» чуть не прервалась. Как сообщает биография Петра Мамонова в Википедии, в одной из драк с хиппи представители советских «детей цветов» ткнули заточенным напильником в область сердца. Врачам удалось спасти молодого человека, но на память у Петра остался характерный шрам.

Когда за юношей пришла советская армия, он решил «откосить» от нее, притворившись сумасшедшим. Проходя обследование в лечебнице, он познакомился с Артемием Троицким, будущей звездой отечественной музыкальной журналистики.

С высшим образованием у Петра не сложилось. После школы он пошел в полиграфический техникум, поступив затем в Московский полиграфический институт (ныне МГУП имени Ивана Федорова) на редакторский факультет. Однако там он проучился всего три года.

В попытках заработать на жизнь Мамонов сменил множество занятий: был наборщиком в типографии, разбирал письма в журнале «Пионер», трудился банщиком и лифтером и даже переводил с норвежского (знание языков он унаследовал от мамы).

«Звуки Му»: от начала до распада

В 1980 году на фоне расставания с Ольгой Гороховой Петр написал около 70 песен. В какой-то момент Мамонов позвал в гости Артемия Троицкого и сыграл ему несколько своих опусов.

Троицкий был удивлен. По его словам, «это было потрясающе смешно, сильно и необычно». Те песни критик позже охарактеризовал как «маниакально-напряженные «польки-роки» на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемежку с молчанием».

Тогда Мамонов решил собрать собственную группу, подключив к процессу своего младшего сводного брата Алексея Бортничука. Вскоре к группе присоединился Павел Хотин, умевший играть на клавишных и обладавший музыкальным образованием. В какой-то момент в группе, именовавшейся «Бронепоезд без колес», играл и Артемий Троицкий – на скрипке.

Ударом по будущему группы стало то, что Бортничук отправился на два года в колонию за тунеядство. Зато к коллективу присоединился Саша Липницкий, водивший уже в те годы знакомство с Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко и Виктором Цоем.

С Троицким работа не сложилась, хотя отношения остались дружескими. Последним кирпичиком «золотого состава» стал барабанщик Алексей Павлов. Мамонов пел и играл на ритм-гитаре, Хотину достались родные клавиши, Бортничук отвечал за соло-гитару, а Липницкий – за бас.

Первый альбом был записан только в 1988-м. Лидер группы «Центр» Василий Шумов предложил свою помощь как продюсера, музыканты согласились, и итогом стали «Простые вещи». По словам участников «Звуков Му», Шумов установил на студии жесткую дисциплину, так что на запись ушло всего 20 дней. В основу альбома легли уже давно написанные Петром песни, некоторые из которых Мамонов написал еще в 1980-м.

Материала было много, поэтому в том же году группа записала и второй альбом, получивший название «Крым». Записывался альбом уже без Шумова, работал над ним звукооператор Антон Марчук. В этот раз процесс шел более непринужденно, но, что парадоксально, все случилось быстрее – музыканты управились за 10 дней.

На волне Перестройки отечественные рок-группы стали выезжать за рубеж. Не стали исключением и «Звуки Му». Началось все с Венгрии, потом был тур по Италии в компании с «Браво» и «Телевизором». Однако главным событием года стало знакомство Петра Мамонова с Брайаном Ино. Саунд-продюсер подписал с группой двухлетний контракт, по условиям которого та должна были сначала записать альбом для Запада и дать два масштабных тура по Британии и США. Однако альбом Zvuki Mu, записанный в Москве под контролем Ино, успеха не снискал. Наблюдавший за записью Троицкий назвал причиной творческий конфликт между Петром и Брайаном.

После серии концертов в Польше, Германии и Франции и туров по Великобритании и Штатам представлялось, что группу ждет безоблачное будущее. Тем неожиданнее было сообщение от ее фронтмена о роспуске. Однако на второй тур в США группа скаталась в полном составе, контракт с Opal Records никуда не девался. Последним аккордом сотрудничества «золотого состава» стал альбом «Транснадежность», вышедший в 1991 году.

От соло ко второму составу и обратно

Распустив Звуки Му, Петр Николаевич Мамонов продолжил играть с Бортничуком. Название дуэта было простое – «Мамонов и Алексей».

Однако вскоре состав разросся за счет басиста Евгения Казанцева и барабанщика Андрея Надольского. Эта четверка и записала альбом «Грубый закат», на обложке которого снова красовались слова «Звуки Му», что вызвало недовольство у экс-участников группы. Новый состав тоже протянул недолго, успев записать еще только один альбом – «Жизнь амфибий, как она есть», после чего распался.

Следующие шесть альбомов, в числе которых «Шоколадный Пушкин», «Электро Т», «Мыши 2002», «Зелененький», «Великое молчание вагона метро» и «Сказки братьев Гримм», Мамонов записывал практически в одиночку. Последний, 12-й альбом вышел в 2005 году, после него музыкант порадовал публику только концертником Live in Liverpool, изданным в 2019-м.

Начало карьеры в кино

Карьера Петра как актера кино началась в 1988 году, когда Мамонов снялся у Рашида Нугманова в его артхаусном триллере «Игла». Музыканту досталась роль хирурга Артура Юсуповича, поставщика наркотиков, которому противостоит главный герой в исполнении другого рокера – Виктора Цоя.

Если «Игла» была режиссерским дебютом Рашида Нугманова, то «Такси-блюз» – следующий фильм, в котором снялся Петр Николаевич Мамонов – был режиссерским дебютом Павла Лунгина. В этой трагикомедии рокер исполнил роль саксофониста Алексея Селиверстова.

Третий фильм с участием Мамонова тоже оказался дебютным для его режиссера. Никита Тягунов долгое время делал телеспектакли, но в начале 90-х решил взяться за рассказ Уильяма Фолкнера «Нога». Драматург Надежда Кожушаная адаптировала его под российские реалии: так вместо Первой мировой войны герой отправляется в Афганистан, но основные смыслы остались прежними. Вместе с Мамоновым в ленте снялся Иван Охлобыстин (в титрах Иван Чужой).

Сам Тягунов, через год после выхода «Ноги» покончивший с собой, вспоминал, что найти партнера Охлобыстину было проблемой, но выручил Мамонов, который отметил, что «материал совершенно не его, но, если нужно, он сыграет».

В один год с «Ногой» была снята и драма «Анна Карамазофф». Совместная советско-французская картина с участием Жанны Моро, Светланы Немоляевой, Эммануила Виторгана, Юрия Соломина и Петра Мамонова стала дебютом (!) в области полного метра для режиссера Рустама Хамдамова. Премьера ленты состоялась в рамках конкурсной программы фестиваля в Каннах, но в России фильм так и не был выпущен из-за конфликта режиссера и продюсера.

Последним фильмом первого этапа кинокарьеры Петра Мамонова стала драма Сергея Сельянова «Время печали еще не пришло». Лента вышла в 1995 году, после чего музыкант на 10 лет завязал с кино.

Возвращение в кинематограф

Возвращение Мамонова в мир кино пришлось на 2005 год с экзистенциальной драмой «Пыль», которую снял Сергей Лобан. Фильм удостоился наград на нескольких фестивалях – ММКФ, фестивале правозащитного кино «Сталкер» и «Киношок» в Анапе.

Во второй половине нулевых Мамонов создал два заметных кинообраза. Это отец Анатолий в фильме «Остров» и Иван Грозный в ленте «Царь». Оба фильма снял Павел Лунгин, с которым музыкант сотрудничал еще в начале 90-х.

За «Остров» Мамонов получил ряд наград. Среди них – приз кинофестиваля «Московская премьера», премия XIV Фестиваля российского кино в городе Онфлер и интернет-кинопремия «Жорж». Однако более весомыми выглядят премии «Золотой орел» и «Ника».

Рассказывая о фильме «Царь», Лунгин заявил, что еще на съемках «Острова» заметил в Мамонове «черты Ивана Грозного». Фильм был показан на нескольких кинофестивалях (в Каннах, Москве и Варшаве), однако наград не завоевал, хотя критики и обращали внимание на убедительность Петра в роли русского самодержца.

Поучаствовал рокер и в съемках фильма «Игла Remix», которые затеял Рашид Нугманов во второй половине нулевых. А после снова поработал с Сергеем Лобаном, который снял комедию «Шапито-шоу», вышедшую на экраны в двух частях («Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество»).

Еще одной работой в фильмографии Мамонова стал сериал «Пепел», в котором он сыграл роль вора в законе «Деда Левы». Вместе с рокером в картине снялись Владимир Машков, Евгений Миронов, Елена Лядова, Сергей Гармаш и Чулпан Хаматова.

Последним опытом большого кино на данный момент для Мамонова стал боевик Егора Баранова «Иерей-сан», в котором компанию ему составили Иван Охлобыстин и японская звезда боевиков 80-х и 90-х Кэри-Хироюки Тагава. Также среди последних работ музыканта – короткометражка «Чай» и сериал «Каждому свое».

Личная жизнь Петра Мамонова

Википедия пишет, что еще в середине 70-х Мамонов впервые женился. Имя девушки неизвестно, но онлайн-энциклопедия уточняет, что у них родился сын Илья.

В конце 70-х музыкант недолгое время жил с преподавательницей иностранных языков Ольгой Гороховой. Познакомились они в ресторане «Сосновый бор» на Рублевском шоссе. По словам Ольги, ее кавалер преимущественно сидел дома и слушал Weather Report – американскую джаз-фьюжн группу.

В начале 80-х Петр Мамонов встретил главную женщину в своей жизни. Девушка Ольга была в тот момент артисткой кордебалета. Вместе с супругой он прожил уже почти 30 лет. За это время Ольга, которая стала в итоге менеджером артиста, родила ему двух сыновей. В какой-то момент Петр, который давно перестал пить, перебрался жить в деревню, где и живет сейчас. Теперь он много времени уделяет семье и вере.

Фото Петра Мамонова можно посмотреть на посвященной ему странице в Instagram. На аккаунт с фотографиями и видео подписаны 136 тыс. пользователей.

Коронавирус

В конце июня 2021 года Петр Мамонов попал в реанимацию в больнице в Коммунарке. У музыканта диагностировали коронавирус, зафиксировали поражение легких на уровне 87% и подключили к аппарату ИВЛ.

Супруга Петра в интервью рассказала, что Мамонов отказался вакцинироваться, хотя она его и отговаривала. В один из июльских СМИ успели «похоронить» артиста, но жена позже опровергла эту информацию, сообщив поклонникам, что пожилой рокер пока еще жив.

Тяжелое состояние здоровья Мамонова было связано еще и с тем, что в 2019 году он перенес инфаркт. Тогда медики сделали две операции на сердце и спасли жизнь звездному пациенту.

Однако 15 июля 2021 года музыкант все же скончался. По версии СМИ, причиной смерти стал тот самый коронавирус.

Указ уже подписан. Пенсионеров, кто держит пенсию на банковской карте, ждет сюрприз с 17 мая
Реклама