29 марта ‘24, Пятница

Гены помогли взрослым обезьянам обрести цветное зрение

Настоящий прорыв совершила генотерапия. Такое расстройство зрения, как дальтонизм, теперь излечимо, причем даже во взрослом возрасте.

Ученые из университетов Флориды (University of Florida) и Вашингтона (University of Washington) привили взрослым беличьим обезьянам Saimiri sciureus пигменты, позволяющие различать красный и зеленый цвета. Животные не только «прозрели», но и научились этим пользоваться, проявляя невиданный доселе интерес к окружающему миру.

Дальтонизм

Цветное зрение человека обусловлено наличием трех специфических типов клеток -- рецепторов, чувствительных к определенному диапазону волн. Именно из обработки мозгом поступающих от них сигналов и получается цветная картинка. Впрочем, в силу генетических причин в системе бывают сбои. Из-за отсутствия на сетчатке рецепторов определенного типа возникают различные дефекты цветового восприятия.

И Дальтон

В своей работе ученые экспериментировали на двух обезьянах, Дальтоне и Сэме, не имевших на сетчатке L-опсина, пигмента, отвечающего за прием длинных волн в видимой области спектра (это как раз красная область -- в диапазоне до 760 нм). С помощью различных тестов и генетических анализов было подтверждено, что они страдают дальтонизмом. В область сетчатки им был введен вирус rAAV, несущий фрагмент человеческой ДНК, кодирующей L-опсин. И после этого каждый день проводили тесты на дальтонизм. Через 20 недель у обезьян наметились признаки улучшения, и концу наблюдения (примерно 80 недель) их результаты достигли нормального уровня. Никаких негативных последствий, связанных с введением вируса, также не было обнаружено.

Особый оптимизм ученых вызвало то, что зрение восстановилось у взрослых обезьян, и даже сформировавшийся мозг способен перестроиться под новое для себя восприятие цветов. Как отмечают сами исследователи, вирус нес фрагменты ДНК человека, поэтому существенных изменений при проведении процедуры на людях не предвидится.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature.

Генпрокуратура и Минюст взяли в оборот запрос о признании Пугачевой иноагентом