29 марта ‘24, Пятница

На Луне нашли следы воды

Три группы ученых независимо друг от друга обнаружили на Луне следы воды. Хотя о водопадах речь не идет, новые данные опровергают распространенную точку зрения об абсолютной сухости спутника Земли.

Три независимых друг от друга группы ученых обнаружили на Луне признаки воды, которая, по всей видимости, концентрируется на полюсах. Находится она в частицах пыли на поверхности спутника Земли. Возможно, вода образована солнечным ветром, сообщает Reuters.

Карл Питерс из Брауновского университета в Род-Айленде и его коллеги обрабатывали данные, полученные с первой индийской лунной миссии – орбитального космического аппарата «Чандраян-1». Спектрографическое исследование поверхности Луны показало присутствие на ней связанных между собой атомов водорода и кислорода. Отраженный от лунной поверхности свет включает в себя волны, характерные для химической связи между этими двумя элементами. Чем ближе к полюсам, тем больше оказалось количество соединенных водорода и кислорода.

«Когда мы говорим о воде на Луне, мы не имеем в виду озера, океаны или даже лужи. Вода на Луне -- это молекулы воды и гидроксилы (водород и кислород), которые взаимодействуют с молекулами горных пород скалы и пылевых частиц в самом верхнем слое поверхности Луны», -- рассказал Питерс. По его словам, воды или OH-группы (гидроксилы) могут располагаться или на самой поверхности Луны, или в нескольких миллиметрах под ней.

Команда Роджера Кларка из Геологической службы США использовала данные, полученные с помощью спектрометра телескопа Cassini. Они также обнаружили на Луне излучение, характерное для соединения кислорода с водородом.

Наконец, к выводу о наличии на Луне воды пришла Джессика Саншайн и ее коллеги из университета Мэриленда. Они изучали снимки лунной поверхности, полученные в инфракрасных лучах орбитальным телескопом Deep Impact.

Материалы ученых опубликованы в журнале Science.

«Возможно, вскоре будут открыты гораздо более «влажные» регионы Луны, нежели известные ранее», -- замечает Пол Луцей из Гавайского университета, который не был вовлечен в последние исследования. «Также возможно, что редкие водосодержащие минералы, которые ранее были сочтены исследователями «загрязнением» с Земли, имеют местное происхождение. Во всяком случае, возможно, самый ценный результат этих новых исследований состоит в том, что утверждение о «сухой» Луне опровергнуто. Она не сухая», -- говорит Луцей.

Российский прибор разберется с водородом

Между тем недавно началась миссия американского аппарата Lunar Reconnaissance Orbiter, которая с большой долей вероятности сможет прояснить, где на Луне располагается вода. На LRO установлен российский прибор LEND (LEND -- Lunar Exploration Neutron Detector, лунный исследовательский нейтронный детектор), с помощью которого должны быть построены карты распределения водорода и водородосодержащих соединений в приповерхностном слое Луны с точностью не менее 0,01% по массовой доле и пространственным разрешением 5 км для полярных областей. Для этого LEND будет измерять уровень нейтронного излучения и регистрировать нейтроны, рождающиеся в приповерхностном слое грунта толщиной 1-2 метра под действием космических лучей.

LRO уже вышел на рабочую орбиту в 50 км от поверхности Луны. Но уже в ходе испытаний космического аппарата научной группе эксперимента LEND удалось провести первые исследования Луны, воспользовавшись уникальными свойствами орбиты космического аппарата. В течение двух месяцев точка максимального сближения с поверхностью Луны находилась над южным полюсом на высоте всего около 30 км. В результате выполненных исследований обнаружены районы со слабым излучением нейтронов, что с большой вероятностью указывает на высокое содержание в них водорода. При этом установлено, что такие районы не совпадают с известными ранее вечно затененными областями на дне лунных полярных кратеров.

Этот результат оказался неожиданным, так как до настоящего времени считалось, что возможные локальные районы с высоким содержанием водорода на Луне должны совпадать с вечно затененными областями в окрестности полюсов. Однако возможно, что обнаруженный LEND водород входит в состав других химических соединений или представляет собой протоны солнечного ветра.

А вскоре, возможно, данные о наличии воды на Луне поможет получить аппарат LCROSS, который врежется в лунный кратер Кабеус. Предполагается, что он сможет поднять ледяную пыль, которую получится зарегистрировать при помощи орбитальных аппаратов.

«Чандраян-1»

Запущенный в октябре прошлого года аппарат «Чандраян-1» долетел до Луны и начал вращаться вокруг спутника Земли. Аппарату требовалось примерно два часа, чтобы облететь Луну, в итоге «Чандраян-1» совершил около 3,4 тыс. оборотов. За время функционирования аппарат передал на Землю изображения лунной поверхности и данные о химических элементах поверхности Луны.

«Чандраян-1» представлял собой крупный аппарат: вес зонда на старте -- 1380 кг, на лунной орбите он «похудел» до 675 кг. Из одиннадцати научных приборов, установленных на аппарате, пять -- собственной разработки, три прибора сделаны в ЕКА, два -- в NASA и один представлял болгарскую лунную программу.

В июле у аппарата отказал один из датчиков, и уже тогда появились опасения, что миссия может завершиться раньше срока. Но индийцам удалось сохранить значительное число исследовательских инструментов, и предполагалось, что аппарат проработает еще полгода. Однако 29 августа связь со спутником была потеряна, восстановить ее не удалось. 30 августа Индия официально объявила о закрытии миссии.

Предполагается, что опыт, накопленный во время работы «Чандраян-1», пригодится в совместной российско-индийской лунной миссии «Чандраян-2». Ее планируется запустить в 2012 году.