28 марта ‘24, Четверг

Штормящий Осирис оказался планетой-кометой

Планета Осирис, порадовавшая ученых своими сверхзвуковыми штормами, оказалась еще интересней. Газовый гигант по своим свойствам напоминает и планету и комету.

Различные объекты во Вселенной, как и политики, появляются на страницах СМИ нерегулярно. И не из-за того, что ничего не делают, а исключительно из-за нерегулярности публикаций. Давно известному астрономам газовому гиганту HD 209458b из созвездия Пегаса в этом плане повезло: в научном мире он стал ньюсмейкером уже дважды за месяц.

В свое время (в 1999 году) планета, названная Осирисом, стала первой, которую открыли методом транзитов. В конце июня 2010 года голландские ученые продемонстрировали новый изящный метод определения орбитальной скорости планет и показали, что на Осирисе на границе дня и ночи постоянно дуют дикие ветры. А теперь стало ясно, что близость планеты к своей звезде открывает ученым новый тип ранее не наблюдавшихся объектов. В статье Джефри Лински, опубликованной в Astrophysical Journal, ученые показали, что Осирис -- «кометная планета», обладающая характерным хвостом из истекающего из нее вещества. Астрономы заметили, что в зависимости от фазы транзита, а значит, и от степени участия в затмении атмосферы самой планеты падение блеска звезды может варьироваться от полутора до восьми процентов.

Чтобы узнать, что происходит с раскаленной атмосферой Осириса, ученые исследовали планету при помощи высокочувствительного спектрометра COS (Cosmic Origins Spectrograph), смонтированного на борту орбитального телескопа имени Хаббла.

Астрономы сравнили спектр звезды-хозяйки со спектром той же звезды в момент транзита планеты по ее диску. Проходя через внешние слои атмосферы, спектр звезды обретает характерные линии поглощения, по которым можно судить о составе атмосферы и ее скорости. Измерение определенных линий поглощений углерода и кремния позволило понять, что находящаяся поблизости звезда равномерно нагревает дневную сторону Осириса и поднимает с глубин атмосферы тяжелые элементы, заставляя их навсегда покидать планету. «С 2003 года ученые предполагали, что потеря массы у таких планет может приводить к образованию хвоста. Мы думаем, что получили лучшее наблюдательное подтверждение этой теории. Мы измерили скорость газа, истекающего с планеты на определенных скоростях, по направлению к Земле», -- пояснил Лински, автор исследования из Университета штата Колорадо в Боулдере.

Данные спектрометра также показали, что вещество атмосферы истекает с планеты не с одинаковой скоростью. «Мы обнаружили, что газ истекает с огромными скоростями, большая его часть покидает планету по направлению к нам со скоростью 30 тысяч километров в час. Этот поток газа, скорее всего, выметается звездным ветром, образующим кометоподобный хвост», -- пояснил Лински.

Полость РошаВоображаемая трехмерная поверхность вокруг двух гравитационно связанных вращающихся тел, параметры которой определяются только их массами и взаимным удалением. При вытекании вещества одного из них за эту область пространства вещество перестает быть гравитационно связанным с ним и притягивается вторым тяготеющим телом.
На основе полученных данных астрономы оценили массу, постоянно теряемую Осирисом. Из предположения, что раздутая атмосфера планеты расширилась до размеров критической полости Роша, астрономы вычислили, что ежегодные потери массы составляют 2,4*1018 г в год. По прогнозам ученых, такой темп «похудания» для планеты не критичен, она вполне может дожить до конца дней своей звезды. «Чтобы полностью испариться, планете потребуется порядка миллиарда лет», -- обнадежил Лински.