18 апреля ‘24, Четверг

Медики научились браковать плохие эмбрионы для ЭКО

Специалисты научились отбирать для искусственного оплодотворения только жизнеспособные зародыши. Новая технология пока апробирована только на мышах, но медики уверены, что совсем скоро они смогут фильтровать материал для оплодотворения в пробирке, а не в женском организме.

Будущий ребенок

Оплодотворенная яйцеклетка (зигота) начинает делиться уже на вторые сутки, а через две недели она превращается в настоящий эмбрион. Для искусственного оплодотворения эмбрионы (а точнее проэмбрионы) выращивают в культуре – in vitro. На второй-третий день, когда зиготы превращаются в компактный 16-клеточный шарик (морулу), их имплантируют в матку.

Следующий этап развития – это формирование в многоклеточном шарике полости – бластоцели. На одном из полюсов полого многоклеточного шарика появляется скопление клеток - внутренняя клеточная масса (ВКМ), из которой развиваются зародыш и его окружение. Из наружного одноклеточного слоя полого шарика формируется трофобласт (хорион) – будущая плодовая часть плаценты.

Многоплодие

«Около половины человеческих зародышей так и не развиваются до стадии бластулы, они погибают до достижения пятидневного возраста, – пишут исследователи из Кембриджа (University of Cambridge). – Поэтому женщинам подсаживают сразу несколько оплодотворенных яйцеклеток, часть из которых погибает в первые дни после имплантации».

Но нередко выживает не один, а несколько имплантированных зародышей – развивается многоплодная беременность. Правда это не бонус и не подарок за долгое ожидание первенца. «При многоплодной беременности у женщин, прошедших процедуру ЭКО, увеличиваются риски осложнений и выкидышей, – пишут кембриджские медики. – Некоторые клиники проводят имплантацию на пятый день и таким способом уменьшают число зародышей и вероятность развития многоплодной беременности».

Математическая модель

Профессор Магдалена Зерника-Гетз (Magdalena Zernicka-Goetz) и ее коллеги из Кембриджского университета разработали математическую модель доимплантационного отбора жизнеспособных зародышей.

В эксперименте с мышами исследователи выяснили, что сразу после оплодотворения цитоплазма яйцеклетки начинает пульсировать. Ритмичные пульсации – это эхо «пробуравливания» сперматозоида через защитный слой яйцеклетки. Ученые проследили за мышиными сперматозоидами и яйцеклетками и пришли к выводу, что чем быстрее пульсирует цитоплазма, тем больше вероятность того, что зародыш не погибнет в ближайшие пять дней и приживется в матке.

Биологи объясняют, что и человеческий, и мышиный зародыши проходят одинаковые стадии развития. Поэтому, используя очеловеченную математическую модель, разработанную кембриджскими исследователями, можно выбирать более жизнеспособных зародышей.

«Экстракорпоральное оплодотворение связано с сильной эмоциональной нагрузкой и переживаниями будущих родителей, но успешный результат достигается только в 30% случаев», - завершает доктор Стивен Сачтинг ( Dr Steven Suchting). Он уверен, что предлагаемый способ отбора эмбрионов не только предотвратить развитие многоплодной беременности, но и сделает процедуру ЭКО более эффективной.

С подробносятями исследования можно ознакомиться в статье, опубликованной в Nature Communications.

В ФРГ  не пожелали видеть Россию на церемонии памяти узников лагерей