19 апреля ‘24, Пятница

Палеонтологи обнаружили полярных динозавров

На территории России обнаружен особый, «полярный» вид динозавров. Они не пострадали бы от похолодания, выяснили ученые. Истинной причиной вымирания динозавров стало нарушение пищевой цепи.

На северо-востоке России, приблизительно в 1500 км от Северного полюса бельгийские палеонтологи обнаружили останки неизвестной до настоящего времени разновидности динозавров. Их отличительной особенностью является способность к выживанию и размножению в условиях достаточно холодного климата. По подсчетам проводивших раскопки ученых из Бельгийского королевского института естественных наук, в том регионе средняя температура составляла около +100С, пишет британская Daily Telegraph.

Находка представляет собой останки неких утконосых динозавров, родственных трицератопсу и живших около 65-68 млн лет назад. Кроме того, найдены зубы, принадлежащие плотоядному гиганту тираннозавру рексу. По всему ареалу исследования найдены многочисленные частицы скорлупы яиц динозавров -- это указывает на то, что они размножались.

В холоде и кровь потеплела

«Впервые у нас есть твердые доказательства того, что эти полярные динозавры размножались и обитали в этих достаточно холодных регионах, -- заявил руководитель исследовательской группы профессор Паскаль Годефройт. -- Нельзя сказать наверняка, но, возможно, динозавры были такими же теплокровными животными, как современные птицы, которые являются прямыми потомками динозавров».

«В этом регионе мы не нашли останков холоднокровных рептилий, таких как черепахи, крокодилы и ящерицы, а это указывает на то, что для них тут было слишком холодно», -- рассказал ученый. «В полярных регионах проживало много видов динозавров -- столько же, сколько и в тропических регионах. Это было большим открытием для нас», -- заключил он.

Ночь голода

В науке сложилось представление, что динозавры являлись тропическими животными, не способными к выживанию в условиях достаточно низких температур. В этой связи в качестве основной причины их исчезновения указывают резкое похолодание, которое пришло на Землю с падением метеорита. Именно оно, как обычно считается, и убило динозавров.

Однако новые находки указывают на то, что приспосабливаемость динозавров была много выше, чем принято думать. По мнению Годефройта, древние рептилии исчезли из-за того, что падение метеорита нарушило пищевую цепь. В резултате катаклизма на полуострове Юкатан (ныне отделяет Мексиканский залив от Карибского моря) образовался кратер Чискулуб, из-за которого в атмосферу было выброшено огромное количество пыли и сажи, а это в свою очередь уменьшило проникновение солнечных лучей к поверхности Земли.

Недополучив солнечных лучей, начали вянуть и растения, а это «ударило» по травоядным, на которых охотились плотоядные. Таким образом вся цепь была нарушена.  «Падение метеорита вызвало глобальную полярную ночь, которая длилась несколько лет. В это время даже полярные динозавры, привыкшие к поиску пищи в таких условиях, видимо не справились с задачей выживания», -- рассказал Годефройт.

Результаты исследования опубликованы в немецком журнале Naturwissenschaften.