26 февраля ‘20, Среда

Шум автотрассы заставил кобылок изменить пение

Энтомологи выяснили, что самцы мелких саранчовых стали стрекотать в другом регистре, чтобы их пение не заглушалось шумом машин. Это первый случай, когда ученым стало известно об изменении акустического поведения насекомых в антропогенных условиях.

Результаты исследования, проведенного немецкими энтомологами из Университета Билефельда, опубликованы в журнале Functional Ecology.

Ранее биологами было показано, что разные виды позвоночных, включая птиц, лягушек и китов, модифицируют свои коммуникационные сигналы, чтобы приспособиться к шуму, создаваемому человеком. Однако было неизвестно, могут ли вести ли себя подобным образом насекомые.

Чтобы прояснить этот вопрос, авторы работы изучили кобылок вида Chorthippus biguttulus – мелких представителей семейства настоящих саранчовых. Они собрали 188 самцов этих насекомых из двух типов местообитаний - с обочин автотрасс и с полей, расположенных вдали от антропогенного шума. Затем в лаборатории экспериментаторы демонстрировали пойманным кобылкам самок и записывали их брачные сигналы.

Проанализировав более 1000 аудиозаписей пения этих насекомых, ученые выяснили, что кобылки, живущие вдоль дорог, усилили в своем пении низкочастотную составляющую. Дело в том, что шум машин из-за особенностей своего диапазона в основном заглушает именно низкочастотные сигналы, поэтому самки Chorthippus перестают узнавать песни самцов своего вида и в результате перестают с ними спариваться.

Пока исследователи не могут сказать, учатся ли кобылки петь на более низких частотах, сталкиваясь с шумами по мере своего созревания, или же эта способность уже закрепилась у них генетически.