29 марта ‘24, Пятница

Энтомологи установили, зачем насекомые умываются

Насекомые чистят антенны, чтобы удалить с них восковой налет. Несоблюдение правил гигиены грозит насекомым потерей обоняния и дезориентацией.

Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Она была подготовлена Марианной Жуковской из Института эволюционной физиологии и биохимии РАН и ее американскими коллегами из Университета штата Северная Каролина.

Общеизвестно, что насекомые периодически чистят различные части своего тела. При этом особое внимание они уделяют антеннам. Выдвигалось много гипотез, объясняющих такое поведение, однако до настоящего времени ни одна из них не была экспериментально проверена. Чтобы восполнить этот пробел, авторы работы провели целую серию экспериментов с американскими тараканами Periplaneta americana. Они склеивали им мандибулы (челюсти), чтобы насекомые не могли чистить свои антенны, и затем изучали их под сканирующим микроскопом.

Оказалось, что на нечищеных антеннах через 24 часа собирается в 3-4 раза больше воска, чем на антеннах тех тараканов, которые регулярно «умываются». В результате воск забивает поры обонятельных сенсилл (волосков, расположенных на антеннах), так что они перестают различать запахи.

Эксперимент показал, что «неумытым» тараканам, чтобы почувствовать половые феромоны, требуется в 6 раз большая их концентрация, чем тараканам с очищенными антеннами. Кроме того, на антеннах, не подвергавшихся чисткам, накапливается больше чужеродных веществ (таких, как стеариновая кислота).

Свои выводы ученые проверили на рыжем таракане-прусаке, а также на муравье-древоточце и на комнатной мухе (чтобы муравей и муха не могли чиститься, им отрывали передние конечности). Выяснилось, что на их нечищеных антеннах также накапливается избыток воска – соответственно в 3,5, 4,5 и 1,8 раза больше, чем в норме.

Воск вырабатывается насекомыми, чтобы избежать пересыхания покровов. Также воск защищает от проникновения вредных веществ. Однако пока остается неизвестным, как регулируется его секреция.

Генштаб: Солдат-срочников весеннего призыва не направят на СВО