28 марта ‘24, Четверг

Страшила лишилась статуса паразита

Юрские насекомые причудливого облика, считавшиеся паразитами птерозавров, оказались безобидными родственниками мух, которые вели околоводный образ жизни. Об этом свидетельствуют новые находки, сделанные в китайском автономном районе Внутренняя Монголия.

Статья, посвященная страшилам, опубликована в свежем выпуске журнала Nature. Ее подготовили китайские ученые из Института палеонтологии и геологии в Нанкине.

Впервые страшил еще в 1992 году из верхнеюрских отложений Забайкальского края описал известный российский палеоэнтомолог Александр Расницын. Свое название эти причудливые насекомые, чья длина составляет менее 1 сантиметра, получили из-за непропорционально больших задних конечностей с расширенными голенями и бедрами.

Было высказано предположение, что страшилы захватывали задними конечностями перья птерозавров, а свой колюще-сосущий ротовой аппарат использовали для того, чтобы пить из них кровь. Однако отпечатки 11 страшил, обнаруженные в юрских отложениях близ китайской деревни Даохугоу поставили эту гипотезу под сомнение.

Возраст находок равен 165 миллионам лет. На отпечатках присутствуют как самки, так и самцы страшил, причем некоторые из них спариваются. Оказалось, что задние конечности самок, в отличие от самцов, не видоизменены. Ранее об этом не было известно, поскольку единственный вид страшил, Strashila incredibilis, был описан лишь по отпечатку самца.

Ноги для спаривания, а не для паразитизма

Как подчеркивают авторы работы, утолщенные конечности понадобились самцам не для того, чтобы цепляться за птерозавров, а для того, чтобы удерживать самок во время спаривания. Более того, самцы страшил вели не наземный, а водный образ жизни, о чем говорят жабры на их брюшке, сохраняющиеся у взрослых особей еще с личиночной стадии.

На некоторых отпечатках заметны крылья (скорее всего, перед спариванием страшилы их теряли). Крылья, как и гениталии страшил, доказывают, что они относятся к отряду двукрылых (в его состав входят комары и мухи). Ранее некоторые специалисты предлагали выделить этих насекомых в отдельный отряд.

Новый вид страшил из Даохугоу получил название Strashila daohugouensis. Напомним, что ранее в этом местонахождении были обнаружены насекомые, по внешнему облику напоминающие современных блох. По-видимому, в отличие от страшил, они и были истинными кровососущими паразитами динозавров.