20 апреля ‘24, Суббота

«Воскресшие» израильские лягушки оказались живыми ископаемыми

Зоологи обнаружили на берегах израильского озера Хула лягушек, которые более полувека считались вымершими. Оказалось, что они являются последними представителями амфибий, обитавших на территории Европы десятки миллионов лет назад.

Об этом говорится в статье израильских ученых, опубликованной в журнале Nature Communications.

Украшенные лягушки (Discoglossus nigriventer), получившие свое название из-за оригинальной окраски (белые пятна на черном фоне) жили в болотах рядом с озером Хула. После того, как болота были осушены в середине 1950-х, биологи стали встречать их всё реже и реже. Поскольку последнюю украшенную лягушку ученые видели 60 лет назад, считалось, что этот вид вымер.

Однако в 2011 году авторы работы обнаружили в окрестностях озера сразу 13 украшенных лягушек, которые прятались в густой растительности на значительном расстоянии от уреза воды. После того, как исследователи расшифровали их ДНК и изучили скелет с помощью микротомографа, выяснилось, что украшенные лягушки относятся не к роду Discoglossus, а к роду Latonia.

Представители группы Latonia существовали в Европе на протяжении десятков миллионов лет, начиная с олигоцена. Но в плейстоцене, 15 тысяч лет назад, они резко пропали из палеонтологической летописи: скорее всего, их погубило оледенение. Но, как доказывает открытие израильских биологов, род Latonia дожил до наших дней на Ближнем Востоке.

«Строением скелета украшенные лягушки напоминают останки Latonia, так что это живые ископаемые», -- пояснил Сариг Гафни, один из авторов работы. Сейчас украшенные лягушки, чьи родичи населяли когда-то всю Европу, обитают на территории площадью всего 3,5 квадратных километров. Поэтому необходимы особые меры по их защите.