28 марта ‘24, Четверг

Открыты бактерии, помогающие худеть

Опыты по переносу кишечной микрофлоры человека в пищеварительный тракт мышей позволили ученым выявить бактерий, вызывающих похудение. Их присутствие не дает организму накапливать лишний жир.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Вашингтонского университета, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

Диетологи давно предполагают, что важную роль в развитии ожирения играет неправильный состав микрофлоры кишечника. Однако четких экспериментальных доказательств этого взгляда до сих пор предложено не было. Авторы статьи смогли добыть их в ходе изощренного эксперимента с лабораторными мышами.

Ученые с самого рождения выращивали мышей в стерильных условиях, чтобы в их кишечник не могли попасть бактерии. Затем одну группу грызунов «инфицировали» микрофлорой человека, страдающего ожирением, а другую – микрофлорой его брата-близнеца с нормальным весом. Близнецы были выбраны донорами микрофлоры потому, что они не отличаются генетически.

Оказалось, что у мышей, которым были пересажены бактерии из кишечника полного человека, начались изменения метаболизма, приводящие к ожирению. Мыши же, снабженные микрофлорой нормального человека, даже не думали толстеть.

Похудеть за 10 дней с помощью бактерий

Во второй серии опытов исследователи ссаживали две группы мышей в одну клетку. Дело в том, что грызуны способны «обмениваться» микрофлорой, поедая фекалии друг друга. Уже на 10-й день совместного проживания со своими худыми собратьями мыши, страдавшие ожирением, стали приходить в норму и терять лишний вес. А вот худые мыши так и не «заразились» ожирением от своих толстых сородичей.

Изучив, как изменился состав микрофлоры двух групп мышей после проживания в одной клетке, исследователи установили: в кишечники толстых мышей проникали бактерии из группы Bacteroidetes, имеющиеся у нормальных грызунов. По-видимому, именно они позволяли мышам быстро излечиваться от ожирения.

Впрочем, ученые отмечают – сами по себе бактерии не способны исправить ситуацию. Когда и тех, и других мышей кормили нездоровой пищей, обогащенной насыщенными жирами и содержащей мало растительных волокон, бактерии Bacteroidetes не «спешили» заселять кишечник мышей с ожирением, а вот мыши с нормальной микрофлорой, напротив, начинали толстеть.