10 декабря ‘19, Вторник

Генетики проследили родословную львов

Ученые проанализировали ДНК современных и вымерших львов и выяснили, что их общий предок жил более 120 тысяч лет назад. Исследование поможет в разработке мер по охране этих хищников.

Об этом говориться в статье британских генетиков из Даремского университета, опубликованной в журнале BMC Evolutionary Biology.

В настоящее время львы (Panthera leo) делятся на две большие группы - одна из них обитает в Восточной и Южной Африке, а другая - в Центральной и Западной Африке, а также в Индии. Вторая из перечисленных групп подвергается угрозе вымирания, что может подорвать генетическое разнообразие львов. Авторы статьи решили выяснить, насколько львы из разных регионов отличаются друг от друга и как давно они обособились.

Исследование родословной львов осложнено тем, что они живут в тропическом поясе, где ископаемые останки плохо сохраняются. Однако на помощь ученым пришел генетический анализ. Авторы статьи отобрали ДНК у всех ныне живущих хищников, включая редчайший индийский подвид P. leo persica (он насчитывает менее 400 особей). Также они извлекли ДНК из шкур барбарийских львов, обитавших в Северной Африке и вымерших в первой половине XX века.

Выяснилось, что последние общие предки всех Panthera leo жили в позднем плейстоцене, около 124 тысяч лет назад. Примерно в это время в Экваториальной Африке началась экспансия тропических дождевых лесов, и южно- и восточноафриканские львы оказались отрезанными от своих сородичей на западе и севере континента. Примерно 50 тысяч лет назад климат стал более засушливым, пустыня Сахара начала расширяться и изолировала североафриканских львов от западноафриканских.

Затем, спустя 20 тысяч лет, начался исход львов из Африки - некоторые из них достигли Индии. Наконец, всего 5 тысяч лет назад, Африку покинула другая группа львов, которые добрались до Ирана. Сейчас они полностью вымерли.

Ученые показали, что ныне живущие индийские львы генетически очень близки к вымершим барбарийским. Поэтому авторы статьи считают, что их можно успешно интродуцировать в Северную Африку. Это поможет воостановить генетическое разнообразие львов на Черном континенте.