19 апреля ‘24, Пятница

Астероид, упавший 9 млн лет назад, «законсервировал» древние растения

Ученые выявили во фрагментах стекла, образовавшихся 9 млн лет назад при падении астероида, остатки флоры, произраставшей в ту эпоху. Возможно, марсианскую жизнь, если она существовала, также следует искать в подобном стекле.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Брауновского университета, опубликованы в журнале Geology.

Органика и обрывки растений были обнаружены при изучении фрагментов стекла, образовавшегося при падении двух астероидов на территории современной Аргентины. Один из них врезался в Землю еще в миоцене, около 9,2 млн лет назад, другой упал совсем недавно, около 6 тысяч лет (голоцен).

Обычно ископаемые организмы медленно минерализуются в осадочных породах, однако в момент астероидного удара флора «законсервировалась» практически мгновенно. Куски листьев и стеблей очень быстро погрузились в раскаленный расплав минералов, образовавшийся на месте падения астероида. Поэтому на образцах флоры можно разглядеть даже отдельные клетки.

Чтобы реконструировать процесс консервации растительности, исследователи смешивали обрывки травы со стекловидным порошком и разогревали его при различных температурах. Выяснилось, что если температура расплава превышает 1500 градусов Цельсия, то растительные остатки обугливаются и сгорают.

В изученном стекле удалось выявить и органические соединения, например, полициклические гидрокарбонаты. Авторы статьи считают, что марсианская органика также могла законсервироваться при ударах астероидов. По их мнению, органические остатки на Марсе могут храниться в стеклянных осколках миллиарды лет, будучи надежно защищенными от действия радиации.