20 февраля ‘20, Четверг

ГМО-комары помогут победить малярию

Ученые разработали методику, которая в перспективе позволит добиться полного уничтожения малярийных комаров. Они вывели генетически модифицированных комариных самцов, способных ликвидировать популяции своих диких собратьев.

Описание методики, разработанной британскими специалистами из Имперского колледжа Лондона, опубликовано в журнале Nature Communications.

Главным переносчиком возбудителя малярии в Африке являются комары вида Anopheles gambiae. Местные власти борются с ними при помощи пестицидов, однако от этого страдают другие насекомые. Поэтому уже больше полувека назад было предложено бороться с этими комарами, выпуская в природу их собратьев-мутантов, которые бы передавали диким популяциям свои вредоносные гены.

Авторы статьи впервые смогли воплотить эту идею в жизнь - правда, пока лишь в лаборатории. Они вывели самцов A. gambiae, снабженных особым белком-эндонуклеазой I-PpoI. Эндонуклеазами называются белки, который реагируют на те или иные последовательности генетического кода, вырезая эти участки из ДНК. В данном случае ученые использовали эндонуклеазу, реагирующую на один из рибосомальных генов, 350 копий которого расположено в X-хромосоме комаров.

У полученной линии ГМО-комаров белок I-PpoI влияет на процессы сперматогенеза, уничтожая женские Х-хромосомы в сперматозоидах. В результате 95% потомков самцов-мутантов тоже являются самцами и несут в себе «женоненавистнический» белок. Интересно, что это никак не сказывается на их жизнеспособности и взаимодействии с самками.

Ученые провели несколько опытов, в ходе которых они подсаживали к 50 нормальным самцам и такому же количеству нормальных самок 150 ГМО-самцов. Сразу после этого доля самок в популяции начинала снижаться - уже к четвертому поколению их процент сокращался до нуля, так что комары вымирали. Генетики надеются, что эта методика будет работать и в дикой природе, что дает надежду на значительное сокращение численности малярийных комаров или даже на их полное уничтожение.

Напомним, недавно другая группа специалистов вывела комаров, которые не чувствуют запах человека и поэтому не так часто атакуют его. Открытие поможет создать более эффективные репелленты против кровососущих насекомых.