8 декабря ‘19, Воскресенье

По ночам Марс превращается в болото

Планетологи выяснили, что в ночные часы на Красной планете становится влажно - по верхнему слою марсианского грунта начинает циркулировать жидкая вода.

Об этом говорится в статье специалистов из космического агентства NASA, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

За последнее время было получено немало свидетельств, доказывающих, что в далеком прошлом по Марсу текли ручьи и даже полноценные реки глубиной до одного метра. Однако до сих пор было неясно, как обстоит там дело с жидкой водой в наши дни. Авторы статьи смогли ответить на этот вопрос, проанализировав данные марсохода Curiosity, собранные им за 2,5 года пребывания на Красной планете.

Всего ученые задействовали три прибора на борту аппарата - REMS, замерявший температуру и погодные условия, SAM, определивший, как много водяного пара содержится в атмосфере Марса, и, наконец, датчик DAN, разработанный российскими учеными и предназначенный для измерения концентрации атомов водорода в марсианском грунте.

Выяснилось, что по ночам верхние 5 сантиметров грунта в кратере Гейла, где сейчас находится марсоход, становятся топкой жижей. Содержащиеся в них соли перхлоратов притягивают из атмосферы водяной пар, который превращается в жидкую воду. Это происходит при температуре минус 70 градусов Цельсия - из-за высокого содержания солей точка замерзания у данного раствора находится ниже, чем у обычной воды.

Когда наступает день, поверхность Марса нагревается и вода (за ночь она успевает проникнуть в грунт на 15 сантиметров) испаряется. Как отмечают исследователи, о существовании жидкой воды на Марсе в наши дни свидетельствуют и особые желобки на стенках молодых кратеров - они образуются, когда размокший грунт стекает вниз.

Кратер Гейла расположен почти на экваторе Марсе, где достаточно сухо, однако в более высоких широтах этой планеты более тепло и влажно. Поэтому жидкая вода там, вероятно, может существовать и днем. Однако для жизни она всё равно непригодна из-за слишком высокой концентрации перхлоратов.