19 марта ‘24, Вторник

Физики придумали, как сделать лампы накаливания в 10 раз эффективнее

Ученые разработали технологию, которая сделает лампы накаливания самыми эффективными средствами освещения, потеснив светодиоды и люминесцентные лампы.

Об этом говорится в статье американских специалистов из Массачусетского технологического института, опубликованной в журнале Nature Nanotechnology.

Как известно, работа ламп накаливания построена на нагревании металлической спирали - раскаляясь до 2700 градусов под действием электрического тока, она испускает видимый свет. Однако эффективность этого процесса крайне низкая - лампы накаливания преобразуют в свет только 2-3% поступающей энергии, остальное теряется в виде тепла.

По причине низкой эффективности производство ламп накаливания в Европе, Канаде и США было прекращено - вместо них сейчас активно внедряются более экономичные светодиодные и люминесцентные лампы, КПД которых составляет около 13%.

Американские физики придумали, как решить проблему неэффективности ламп накаливания. Они разработали особый нанослой, который можно напылять на металлическую спираль. Этот слой пропускает видимый свет, но возвращает назад на спираль инфракрасное излучение, с которым выделяется тепловая энергия. В результате тепло вновь поглощается спиралью и вновь заставляет ее светиться, и так несколько раз подряд.

В ходе эксперимента ученые создали лампу накаливания с эффективностью 6,6% - в 2-3 раза больше, чем у обычных ламп данного типа, чье устройство не менялось с 1880-х годов, когда их изобрел Томас Эдисон. Однако исследователи уверены, что это не предел: в будущем технология позволит довести КПД ламп накаливания до 40% - это значение является верхней границей эффективности для светоизлучающих устройств.

Politico: Китай устроит бойкот переговорам по Украине без России