11 декабря ‘19, Среда

Псковские метеориты заставили усомниться в стабильности Солнечной системы

Древние микрометеориты, найденные в Псковской области, рассказали о космических катастрофах, происходивших в далеком прошлом. Открытие доказывает, что Солнечная система не отличается стабильностью, которую ей приписывали ранее.

Об этом говорится в статье Андрея Дронова из Геологического института РАН и его американских коллег. Она опубликована в журнале Nature Astronomy.

Как известно, в прошлом Солнечную систему периодически «лихорадило». Так, более 3 миллиардов лет назад Земля вместе с другими планетами подверглась бомбардировке громадными астероидами. Это произошло из-за смещения орбит Юпитера и Сатурна и последовавших за этим пертурбаций.

Тем не менее, считалось, что примерно 500 млн лет назад Солнечная система стабилизировалась, и в ней с тех пор не происходило никаких крупных катаклизмов. Авторы работы поставили под сомнение этот взгляд, проанализировав микрометеориты, найденные в отложениях ордовикского периода по берегам реки Линны в Псковской области.

Размеры микрометеоритов не превышают 2 мм. Несмотря на 466 млн лет, которые прошли с момента их падения на Землю, содержащийся в них минерал хромит не претерпел никаких изменений. Это позволило ученым реконструировать состав метеоритного потока, который поступал из космоса на Землю в ордовике.

Выяснилось, что метеориты, падавшие в то время, разительно отличались от современных. В частности, тогда метеоритный поток на 15-34% состоял из примитивных ахондритов, таких как лондраниты. В наши дни метеориты такого типа очень редки и составляют не больше 0,45% от общего числа упавших на Землю.

Метеориты образуются при разрушении астероидов, поэтому столь сильные исторические различия доказывают – в Солнечной системе последние сотни миллионов лет не раз сталкивались разные астероиды, и после каждого такого столкновения на Землю обрушивался метеоритный дождь нового типа. Чтобы точнее восстановить эти события, авторы статьи планируют изучить также метеориты других возрастов.